ВВЕДЕНИЕ
В последние годы существенно
возрос интерес к семье специалистов различных
областей научного знания, как теоретиков,
так и практиков.
Важнейшая роль семьи в жизни человека
воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Такого рода социальная единица общества
существует во всех частях света не только
сегодня, но начиная еще с древних времен.
С ходом истории, сменой цивилизаций структура
и функции семьи как единого целого претерпевали
существенные изменения. Однако воспитательная
функция семьи и на сегодняшний день остается
основополагающей.
При
этом постоянно меняющийся ритм жизни
приводит к постепенному отчуждению детей
от родителей. Как следствие дети могут
не усваивать нормы, правила и образцы
поведения, которые регулируют отношения
между поколениями. Соответственно снижается
психологическая культура нового поколения,
не усваиваются принятые в обществе культурные
формы поведения, утрачиваются традиции,
затрудняется социальная адаптация детей.
На этом основании правомерно считать,
что исследования, посвященные проблемам
взаимодействия детей и родителей, остаются
актуальными.
Семейная функция воспитания детей имеет
широкий интерес у исследователей семейной
психологии. В данном направлении работали
различные ученые: Болдуин
А., Боумринд Д., Варга А.Я., Сталин В.В., Эйдемиллер
Э.Г., Бандура А., Левин К., Эльконин Д.Б.,
Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Запорожец
А.В. и другие.
Полученные в ходе нашего исследования
данные в дальнейшем могут быть использованы
в консультационной работе психологов
при сопровождении семей детей дошкольного
возраста, в работе психологов дошкольного
учреждения при работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
Объект
исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования:
влияние стиля семейного воспитания на отношение
детей старшего дошкольного возраста
к родительским требованиям и запретам.
Гипотеза:
выполнение родительских требований и
запретов детей старшего дошкольного
возраста зависит от стиля семейного воспитания.
Цель исследования:
изучить особенности отношения детей
старшего дошкольного возраста к родительским
требованиям и запретам.
Для решения поставленной цели в работе
ставятся следующие задачи:
1) проанализировать литературу
по проблемам семьи и детско-родительским
отношениям;
2) раскрыть основные понятия: семья
как фактор воспитания, родительские требования
и запреты;
3) подобрать диагностические методики, направленные
на выявление детско-родительских отношений,
стиля семейного воспитания, отношения
к родительским требованиям и запретам;
4) эмпирическим путем проверить
особенности отношения к родительским
требованиям и запретам детей старшего
дошкольного при различных стилях семейного
воспитания.
Методы исследования: тест-опросник А.Я. Варги
и В.В. Сталина «ОРО», авторские анкета
и опросник для родителей, проективные
методики (модификация методики рисуночной
фрустрации С. Розенцвейга - детский вариант).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
1.1 Особенности психического
развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство
– совершенно особенный период
развития ребенка. А. Н. Леонтьев
дает следующую общую характеристику
дошкольного детства: «Это период
первоначального фактического склада
личности, период развития личностных
«механизмов» поведения. В дошкольные
годы развития ребенка завязываются
первые узлы, устанавливаются первые
связи и отношения, которые образуют
новое, высшее единство деятельности
и вместе с тем новое, высшее
единство субъекта – единство
личности. Именно поэтому, что период
дошкольного детства есть период
такого фактического складывания
психологических механизмов личности,
он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).
В этом возрасте
перестраиваются вся психическая жизнь
ребенка и его отношение к окружающему
миру. Суть этой перестройки заключается
в том, что в дошкольном возрасте возникает
внутренняя регуляция поведения. И если
в раннем возрасте поведение ребенка побуждается
и направляется извне – взрослым или воспринимаемой
ситуацией, то в дошкольном возрасте сам
ребенок начинает определять собственное
поведение (Смирнова Е. О. 2003).
Отделение ребенка
от взрослого к концу раннего возраста
создает предпосылки для создания новой
социальной ситуации развития.
К началу каждого
возрастного периода складывается своеобразное,
специфическое для данного возраста, исключительное,
единственное и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его действительностью,
прежде всего социальной. Это отношение
Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией
развития.
Выготский Л. С. (2006)
подчеркивает, что социальная ситуация
«определяет целиком и полностью те формы
и тот путь, следуя по которому ребенок
приобретает новые и новые свойства личности,
черпая их из социальной действительности,
как из основного источника развития,
тот путь, по которому социальное становится
индивидуальным».
Согласно Д. Б. Эльконину
(Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст
вращается вокруг своего центра, вокруг
взрослого человека, его функций и его
задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной
форме, как носитель общественных функций
в системе общественных отношений (взрослый
– папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие
этой социальной ситуации развития автор
видит в том, что ребенок есть член общества,
вне общества он жить не может, основная
его потребность жить вместе с окружающими
людьми.
В процессе развития
отношений между ребенком и взрослым и
дифференциации всех видов его деятельности
происходит: возникновение и развитие
соподчинения мотивов, усвоение этических
норм, развитие произвольного поведения
и формирование личного сознания.
Основными новообразованиями
дошкольного возраста являются:
1. Возникновение
первого схематического абриса
цельного детского мировоззрения.
Все, что видит, ребенок пытается
привести в порядок, увидеть закономерные
отношения, в которых укладывается
непостоянный окружающий мир.
Пиаже Ж. показал,
что у ребенка в дошкольном возрасте складывается
артификалистское мировоззрение: все,
что окружает ребенка, в том числе и явления
природы – результат деятельности людей
(Цит. по Смирнова Е. О. 2003).
Строя картину мира,
ребенок выдумывает, изобретает теоретическую
концепцию, строит мировоззренческие
схемы. Такое мировоззрение увязывается
со всей структурой дошкольного возраста,
в центре которого находится человек.
Д. Б. Эльконин замечает парадокс между
низким уровнем интеллектуальных возможностей
и высоким уровнем познавательных потребностей
(Эльконин Д. Б. 1998).
2. Возникновение
первичных этических инстанций
и на их основе – моральных
оценок, которые начинают определять
эмоциональное отношение ребенка
к другим людям.
3. Возникают новые
мотивы поступков и действий,
общественные по своему содержанию,
связанные с пониманием взаимоотношений
между людьми (мотивы долга, сотрудничества,
соревнования и т. п.). Все эти
мотивы вступают в различные
соотношения, образуют сложную структуру
и подчиняют себе непосредственные
желания ребенка.
В этом возрасте
уже можно наблюдать преобладание обдуманных
действий над импульсивными. Преодоление
непосредственных желаний определяется
не только ожиданием награды или наказания
со стороны взрослого, но и высказанным
обещанием самого ребенка (принцип «данного
слова»). Благодаря этому формируются
такие качества личности, как настойчивость
и умение преодолевать трудности; возникает
также чувство долга по отношению к другим
людям.
4. Отмечается
произвольное поведение и новое
отношение ребенка к себе и
своим возможностям. Произвольное
поведение – это поведение, опосредованное
определенным представлением (Обухова
Л. Ф. 1999).
Эльконин Д. Б. отмечал
(1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий
поведение образ сначала существует в
конкретной наглядной форме, но затем
он становится все более и более обобщенным,
выступающим в форме правила, или нормы.
На основе формирования произвольного
поведения у ребенка появляется стремление
управлять собой и своими поступками.
Овладение умением управлять собой, своим
поведением и поступками выделяется как
особая задача.
5. Возникновение
личного сознания – возникновение
сознания своего ограниченного
места в системе отношений
со взрослыми. Стремление к осуществлению
общественно значимой и общественно
оцениваемой деятельности. У дошкольника
возникает осознание возможностей
своих действий, он начинает понимать,
что не все может (начало самооценки).
Говоря о самосознании, часто
имеют в виду осознание своих
личных качеств (хороший, добрый, злой
и т.п.). «В данном случае, - подчеркивает
Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании
своего места в системе общественных
отношений. Три года – внешне
«Я сам», шесть лет – личное
самосознание. И здесь внешнее
превращается во внутреннее» (Обухова
Л. Ф. 1999).
Эти новообразования
в значительной степени должны учитываться
взрослыми при взаимодействии с ребенком
старшего дошкольного возраста.
1.2 Типы семейных
взаимоотношений
Каждая семья имеет свою определенную
систему воспитания, зачастую она складывается
неосознанно. Существует четыре типа семейных
взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство
и сотрудничество.
Диктат. При выраженном диктате в
семье некоторые ее члены (чаще взрослые)
систематически подавляют инициативу
и чувство собственного достоинства у
своих родных людей. Конечно же, родители
имеют право предъявлять к ребенку некоторые
требования, однако применять в данном
случае насилие и приказ нельзя. Столкнувшись
с сопротивлением ребенка, можно увидеть
с его стороны обман, лицемерие, грубость
и даже ненависть. Если же все-таки сломить
это сопротивление, то вместе с ним можно
сломить и такие ценные качества, как самостоятельность,
инициативность, веру в себя и чувство
собственного достоинства.
Авторитарность матери и отца,
игнорирование мнения и интересов ребенка,
систематическое лишение права голоса
– все это в будущем приведет к серьезным
неудачам в формировании его личности.
Опека. Родители своим трудом обеспечивают
удовлетворение любых потребностей ребенка
и ограждают его от всех забот, трудностей
и проблем. Этот тип отношений является
опекой в семье. По сути, мама и папа своим
поведением блокируют процесс подготовки
ребенка к столкновению с той реальностью,
которая ожидает его за порогом родного
дома.
Дети, выросшие под чрезмерной
опекой, оказываются неприспособленными
к коллективной жизни. В переходном возрасте
их ожидают серьезные срывы. К тому же
такой ребенок вскоре начинает восставать
против чрезмерной опеки родителей. Как
и при диктате, у детей, выросших под чрезмерной
опекой, отсутствует самостоятельность
и инициатива.
Невмешательство. Семейные отношения,
которые подразумевают независимое существование
взрослых от детей, могут порождаться
тактикой «невмешательства». В данном
случае есть два «мира»: взрослые и дети,
при этом переходить эту намеченную линию
нельзя. В основе данного типа взаимоотношений
чаще всего лежит пассивность матери и
отца, как воспитателей.
Сотрудничество. При сотрудническом
типе взаимоотношений все цели в семье
достигаются общими усилиями. В этой ситуации
лучше всего можно преодолеть эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья же обретает
особое качество и становится настоящим
коллективом[6].
В становлении личности ребенка
большую роль играют и стили семейного
воспитания, среди которых можно выделить:
1) демократический (стиль «согласия»,
при котором учитываются, прежде всего,
интересы ребенка);
2) попустительский (ребенок предоставлен
сам себе);
3) авторитарный (стиль «подавления»,
при котором родители навязывают ребенку
свое мнение)[7].
1.3 Родительские
требования, запреты и контроль
Родительская забота выступает в качестве ведущей
формы воспитания ребенка. Уровень заботы,
или протекции, определяет, сколько сил
и времени уделяют родители воспитанию
ребенка. Можно выделить две крайние степени
протекции: чрезмерную (гиперпротекция)
и недостаточную (гипопротекция).
При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку
очень много времени и сил. Фактически
воспитание становится для них смыслом
всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении
родителей окружить ребенка повышенным
вниманием, во всем защищать его, даже
если в этом и нет реальной необходимости,
сопровождать каждый его шаг, предохранять
от мнимых опасностей, беспокоиться по
поводу и без повода, удерживать ребенка
возле себя, "привязывать" его к своим
настроениям и чувствам, требовать от
него определенных поступков. Как правило,
забота нужна не столько детям, сколько
самим родителям, восполняя у них нереализованную
и нередко невротически заостренную потребность
в привязанности и любви.
При гипопротекции ребенок находится
на периферии внимания родителей, до него
"не доходят руки", за воспитание
родители берутся время от времени, когда
случается что-либо серьезное.
Важным аспектом воспитания
ребенка является степень удовлетворения
его потребностей. Эта характеристика
отличается от уровня протекции, так как
родитель может много времени заниматься
воспитанием, но не удовлетворять потребности
ребенка в должной мере.
В степени удовлетворения
потребностей ребенка также возможны
два крайних варианта:
1) Потворствование имеет место тогда,
когда родители стремятся к максимальному
и некритичному удовлетворению любых
потребностей ребенка. Они балуют его,
любое его желание - закон для родителей.
Объясняя необходимость такого воспитания,
родители предлагают аргументы, которые
являются по своей сути проявлением механизма
рационализации: слабость ребенка, его
исключительность, желание дать ему то,
чего они сами были лишены.
2) Игнорирование потребностей ребенка
– такой стиль воспитания характеризуется
недостаточным стремлением родителя к
удовлетворению потребностей ребенка.
Чаще всего страдает потребность ребенка
в эмоциональном контакте с родителями.