Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:24, курсовая работа
Краткое описание
В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных облас¬тей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Важнейшая роль семьи в жизни чело¬века воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Такого рода социальная единица общества существует во всех частях света не только сегодня, но начиная еще с древних вре¬мен. С ходом истории, сменой цивилизаций структура и функции семьи как единого целого претерпевали существенные изменения. Однако воспитательная функция семьи и на сегодняшний день остается основополагающей.
Болдуин показал, как влияют
на личность ребенка демократический
и контролирующий стили родительского
воспитания. Демократический стиль определяется
следующими параметрами: высоким уровнем
вербального общения между родителями
и детьми, включенностью детей в обсуждение
семейных проблем, учетом их мнения; готовностью
родителей прийти на помощь, если это потребуется,
верой в успех самостоятельной деятельности
ребенка, ограничением собственной субъективности
в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает
введение значительных ограничений на
поведение детей, четкое и ясное разъяснение
ребенку смысла ограничений, отсутствие
разногласий между родителями и детьми
по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим
стилем воспитания дети обладали умеренно
выраженной способностью к лидерству,
агрессивностью, стремлением контролировать
других детей, но с трудом поддавались
внешнему контролю. Они отличались хорошим
физическим развитием, социальной активностью,
легкостью вступления в контакты со сверстниками,
но им не был присущ альтруизм, сензитивность
и эмпатия. Дети родителей с контролирующим
типом воспитания были послушны, внушаемы,
боязливы, не слишком настойчивы в достижении
собственных целей, неагрессивны. При
смешанном стиле воспитания детям были
присущи внушаемость, послушание, эмоциональная
чувствительность, неагрессивность, отсутствие
любознательности, оригинальности мышления,
бедная фантазия.
Баумринд в цикле исследований
попытался вычленить совокупность детских
черт, связанных с фактором родительского
контроля. Были выделены 3 группы детей:
Компетентные - с устойчиво хорошим
настроением, уверенные в себе, с хорошо
развитым самоконтролем поведения, умением
устанавливать дружеские отношения со
сверстниками, стремлением к исследованию,
а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие - с преобладанием уныло-грустного
настроения, трудно устанавливающие контакты
со сверстниками.
Незрелые - неуверенные в себе, с плохим
самоконтролем, с реакциями отказа во
фрустрационных ситуациях.
Автор выделил также четыре
параметра родительского поведения, отвечающие
за описанные паттерны детских черт.
1. Родительский контроль.
При высоком балле по этому
параметру родители стараются
оказывать большое влияние на
детей, способны настаивать на
выполнении своих требований, последовательны
в них. Контролирующие действия
родителей направлены на модификацию
у детей проявлений зависимости,
агрессивности на развитие игрового
поведения детей, а также на
более успешное усвоение родительских
стандартов и норм.
2. Родительские требования.
Побуждают развитие у детей
зрелости; родители стараются, чтобы
дети развивали свои интеллектуальные,
эмоциональные и коммуникативные
способности, настаивают на необходимости
и праве детей на независимость
и самостоятельность.
3. Способы общения с
детьми в ходе воспитательного
воздействия. Родители с высоким
баллом по этому показателю
стремятся добиться послушания
с помощью убеждения, обосновывают
свою точку зрения и одновременно
готовы обсуждать ее с детьми,
выслушивают их аргументацию. Родители
с низким баллом не выражают
четко и однозначно свои требования
и недовольство или раздражение,
но чаще прибегают к косвенным
способам воздействия - жалобам, крику,
ругани.
4. Эмоциональная поддержка.
Родители способны выражать сочувствие,
любовь и теплое отношение, их
действия и эмоциональное отношение
направлены на физическое и
духовное развитие детей.
Комплекс черт компетентных
родителей соответствует наличию в родительских
отношениях четырех измерений контроля,
требовательности к социальной зрелости,
общения и эмоциональной поддержки. При
этом адекватный контроль предполагает
сочетание эмоционального принятия с
высоким объемом требований, их ясностью,
непротиворечивостью и последовательностью
их предъявления ребенку.
Шобен нашел, что дети с проблемным
поведением имеют родителей, которые поддерживают
строгую дисциплину и требуют от детей
послушания. Уотсон исследовал детей,
у которых были любящие, но строгие родители
и сравнивал их с другой группой детей,
родители которых любили детей и многое
им разрешали. Он показал, что предоставление
ребенку большей свободы позитивно коррелирует
с инициативностью и независимостью детей,
их дружелюбием по отношению к людям, лучшей
социализацией и кооперацией, высоким
уровнем спонтанности, оригинальности
и креативности. Исследования Радке показали,
что дошкольники из семей с ограничивающим,
авторитарным стилем воспитания менее
живые, более пассивные и незаметные, менее
популярны среди сверстников. Кроме того,
агрессивный воспитательный стиль с применением
принуждения связан с низкой социальной
компетентностью и отвержением со стороны
сверстников. Вербальные и физические
наказания ребенка провоцируют агрессивное
поведение детей, что может служить причиной
отвержения со стороны сверстников.
Дети авторитарных родителей
имеют тенденцию усваивать авторитарный
стиль общения и воспроизводить его в
собственных семьях. В дальнейшем такие
дети склонны к установлению большой социальной
дистанции с людьми, к формирование ролевых,
а не межличностных отношений.
2 ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РОДИТЕЛЬСКИМ
ТРЕБОВАНИЯМ И ЗАПРЕТАМ
2.1 Цели, задачи и методы
исследования
Объект
исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования:
влияние стиля семейного воспитания на отношение
детей старшего дошкольного возраста
к родительским требованиям и запретам.
Гипотеза:
выполнение родительских требований и
запретов детей старшего дошкольного
возраста зависит от стиля семейного воспитания.
Цель исследования:
изучить особенности отношения детей
старшего дошкольного возраста к родительским
требованиям и запретам.
Для решения поставленной
цели в работе ставятся следующие задачи:
Подобрать
соответствующие методики.
Провести
диагностику и обработать полученные
данные.
Проанализировать
зависимость выполнения родительских
требований и запретов детьми старшего
дошкольного возраста от ведущего стиля
семейного воспитания.
В ходе работы нами была изучена
психологическая теория детско-родительских
отношений. Для изучения объекта и предмета
исследования нами использовались следующие
методы:
1) Опросник «Анализ семейных
взаимоотношений» (АСВ) для родителей
детей в возрасте от трех до десяти лет,
авторами которого являются Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис. Данный опросник предназначен
для изученя влияния родителей в воспитании
детей. Он позволил нам определить вариации
использования стилей семейного воспитания
родителями. В опроснике АСВ 130 утверждений,
касающихся воспитания детей. В него заложено
20 шкал, при этом нами использовались первые
11 шкал, отражающие основные стили семейного
воспитания (Приложение А) [ ].
2) Методика рисуночной
фрустрации С. Розенцвейга детский
вариант. Данная методика использовалась
для выявления специфики отношения
дошкольника к родительским требованиям
и запретам. Из предложенных 24 схематических
контурных рисунков нами были использованы
5, где изображены родители и дети в ситуациях
предъявления какого-либо требования.
Детям было предложено посмотреть на картинку
и высказать предположение о том, чем закончиться
изображенная на ней ситуация. В наше случае
оценивались эмоциональные реакции детей
на различные трудности, возникающие в
процессе жизнедеятельности (Приложение
Б) [
]..
3) Для получения дополнительной
информации об особенностях поведения старших дошкольников
в ситуации родительских требований и
запретов мы использовали авторский
опросник Н.В. Беспаловой «Реакции детей
на запреты и требования» (Приложение
В).
В исследовании принимали
участие 30 детей старшего дошкольного
возраста, а также их родители, то есть
30 взрослых.
2.2 Результаты исследования
На основе
проведения подобранных нами методик
для родителей нами были поучены разнообразные
результаты. По методике «Анализа семейных
взаимоотношений»
(Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) мы определили
типы семейного воспитания.
Общие результаты показали,
что явно выраженных нарушений в процессе
воспитания в диагностируемых семьях
не было выявлено. В связи с этим нами использовались
результаты, наиболее приближенные, то
есть соответствующие на 50 и более процентов
к диагностическому значению по каждой
шкале. Полученные результаты распределились
следующим образом.
Показатели методики говорят
о том, что около 33,3 % родителей имеют показатели
ниже среднего по диагностируемому значению
по предложенным шкалам «гиперпротекция\гипопротекция»,
а также 66,6 % родителей имеют показатели
выше среднего по диагностируемому значению
по данным шкалам.
Далее предложенные шкалы
«Потворствование\Игнорирование потребностей
ребенка» характеризуют степень удовлетворения
потребностей ребенка как материально-бытовых,
так и духовных. Все 100 % родителей
имеют показатели выше среднего по диагностируемому
значению данных шкал.
Также нами оценивались системы
требований к ребенку со стороны взрослых
и применяемые санкции. По шкале «чрезмерность
требований-обязанностей» 46,6 % имеют показатели
выше среднего по диагностируемому значению
данной шкалы. По шкале «недостаточность
требований-обязанностей» 53,3 % имеют показатели
ниже среднего уровня диагностируемого
значения данной шкалы. По шкале «чрезмерность
требований-запретов» и «недостаточность
требований-запретов» результаты аналогичны
предыдущим шкалам, то есть 46,6 % и 53,3 % соответственно.
Относительно предъявляемых родителями
санкций результаты оценивались по шкале
«чрезмерность санкций», где 33,3
% родителей имеют показатели выше среднего
по диагностируемому значению шкалы и
66,7 % родителей имеют показатели выше среднего
уровня диагностируемого значения по
шкале «минимальность санкций».
Учитывая полученные результаты
по методике «Анализа семейных взаимоотношений»,
анализа ответов родителей по проективное
беседе и авторского опросника, нами было
выявлено три группы родителей, имеющих
сходные показатели по всем вышеописанным
шкалам.
К первой группе были отнесены
родители, ориентированные на воспитание
и заботу о ребенке, удовлетворение его
потребностей, при этом родители предъявляют
достаточное количество требований и
запретов, однако в большей степени поддерживают
желание ребенка быть самостоятельным,
откликаются на его проблемы. В случае
невыполнения требований, родители разговаривают
с детьми, используют объяснения, приводят
различные аргументы, принятые культурными
нормами. В качестве поощрения часто используется
похвала.
Ко второй группе отнесены
родители, ориентированные на воспитание
и заботу о детях, однако эта группа родителей
в отличие от первой группы предъявляют
достаточно жесткие требования и запреты,
при этом мнение ребенка зачастую не учитывается,
тем самым подавляя инициативность ребенка.
В случае невыполнения применяются соответствующие
санкции: повышение голоса на ребенка,
лишение сладостей, либо каких-либо покупок.
К третьей группе были отнесены
родители, которые весьма ориентированы
на воспитание и заботу о детях, при этом
система требований и запретов четко не
установлена, как и система санкций. При
отказе выполнять указания и поручения
данная группа родителей быстрее сделает
все сама, чем будет ждать ответного поведения
ребенка.
Выделенным группам мы дали
условные названия типа воспитания: первая
группа родителей – демократический тип
воспитании, вторая группа – авторитарный
тип воспитания, третья группа – потакающий
тип воспитания.
Родители, имеющие демократический
и авторитарный тип воспитания предъявляют
своим детям четкие, конкретные требования,
выполняют контроль их выполнения, однако
способы реализации контроля различны.
Демократические родители относятся к
своим детям нежно, с теплотой и пониманием,
доброжелательно, много с ними общаются,
но контролируют детей, требуют осознанного
поведения. Авторитарные родители зачастую
полагаются исключительно на применение
силы, требуют, чтобы ребенок подчинялся
им без рассуждения. При потакающем стиле
воспитания требования и запреты носят
нерегулярный характер, что дополняется
слабым контролем над соблюдением
заданных норм и правил поведения.
Результаты проективной беседы
с детьми имеют свои особенности. В частности
все ответы детей изначально разделялись
нами на 2 группы. Первая группа ответов
детей старшего дошкольного возраста
соответствовала высказываниям, ориентированным
на свои желания и потребности, соответственно
требования и правила родителей в расчет
не принимаются. Условно назовем эту группу
«ориентация на желания». Вторая группа
ответов соответствовала высказываниям
детей, ориентированных на требования
и правила, предъявляемые родителями.
Условно назовем эту группу «ориентация
на требования». Соответственно результаты
по первой и второй группе распределились
следующим образом: 56,7 % и 43,3 % соответственно.
Далее результаты распределялись
с позиции типа воспитания и соответствующей
реакции на требования детьми. Выявлено,
что у родителей, имеющих демократический
стиль воспитания детей с «ориентацией
на желания» 25 %, с «ориентацией на требования»
75 %. У родителей с авторитарным типом воспитания
детей с «ориентацией на желания» 30 %, детей
с «ориентацией на требования» 70 %.
Также у родителей потакающего типа воспитания
детей с «ориентацией на желания» 62,5 %,
детей с «ориентацией на требования» 37,5
%.
2.3 Анализ полученных
результатов
Методика «Анализа семейных
взаимоотношений» позволила нам распределить
всех родителей по типам семейного воспитания.
В результате чего нами было выделено
три группы родителей: демократического,
авторитарного и потакающего типов воспитания,
в зависимости от особенностей предъявляемых
требований и запретов и осуществляемого
контроля. То есть это позволило нам определить,
что первая группа родителей (демократический
тип воспитания) требовательны в выработке
норм поведения, при этом они постоянно
предъявляют задания-требования ребенку,
объясняя их значение и соответственно
контролировали их выполнение. Вторая
группа родителей (авторитетный тип воспитания)
требовательны в выработке норм поведения,
при этом они постоянно предъявляют задания-требования
ребенку, не всегда объясняя их значение,
при этом вели строгий контроль за выполнением.
Третья группа родителей (потакающий тип
воспитания) непостоянно предъявляла
требования детям и при этом не контролировала
следование детей заданным нормам и правилам
поведения.