Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 23:25, реферат
ЦЕЛЬ: Дать понятие о предмете: «Дефектология». Цели, задачи, принципы и методы дефектологии. Связь дефектологии с другими науками. Значение дефектологии. Актуальные вопросы современной дефектологии. Понятийно-категориальный аппарат дефектологии.
Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального детства. Профилактика обеспечивается здоровыми условиями труда и быта населения, квалифицированным медицинским обслуживанием, предупреждающим заболевания, охраной материнства и детства. Исключительно важное значение для профилактики детской дефективности имеют санитарное просвещение и воспитание, пропаганда дефектологических знаний среди широких слоев населения.
Повышение эффективности
Основные принципы и методы дефектологии
Дефектология связана с рядом смежных наук — психолого-педагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.
Изучение психического
1 Выготский Л. С. Собр. соч. —М., 1983, —Т. 5. —С. 71—72.
ческого развития в норме нельзя разработать научную систему | обучения и воспитания аномальных детей. Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обу-
чения, воспитания и развития
детей с физическими и
С целью изучения психофизических особенностей
развития аномальных детей и закономерностей
их обучения и воспитания дефектология
использует систему методов научно-педагогических
исследований. Особое значение имеют те
методы, которые направлены на изучение
индивидуальных отклонений и особенностей
различных категорий аномальных детей.
Основная задача научных исследований в дефектологии- это разработка
эффективных способов предупреждения
и преодоления аномалий развития у детей.
Широко используются различные виды эксперимента — естественного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально создаваемых условиях. Экспериментальные задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребенка, успешно организовать с ним работу по преодолению дефектов развития.
Важным источником получения
сведений об аномальных детях
является анализ результатов
их деятельности — письменных
работ, рисунков, различных поделок,
характеризующих психические
Ценными средствами изучения
аномальных детей являются
Дефектология совершенствует имеющиеся методы научных исследований и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов.
Литература:
Социальная .адаптация и реабилитация ано мальных детей», «компенсация и коррекция аномального развития».
1. Выготский Л. С. Собр. соч. — М., 1983.— Т. 5.
2. Дефектологический словарь. — М, 19.70.
3. Лубовский В. И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии//Дефектология.— 1987. — № 5.— С. 3—11.
4. Основы обучения
и воспитания аномальных детей/