Деятельностный подход в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность в психологии - понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая деятельность – это специфическая для живой системы связь с окружающим, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая деятельность побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет основное условие ее возникновения и является движущей силой ее развития.

Содержание

Деятельностный подход в психологии (школа А.Н. Леонтьева)….……….2
Потребности и мотивы как основа поведения человека. Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Основные социальные мотивы: мотив достижения, мотив власти, мотив аффилиации………………………..…..6
Психология малых групп и коллективов (классификация малых групп, стадии развития группы, динамические процессы в малой группе)………12
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа №19.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

В отечественной психологии исследование мотива достижения началось с изучения уровня притязаний. Он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. Это понятие возникло в школе К. Левина. В нашей стране первые исследования уровня притязаний проводились И. М. Палеем и В. К. Гербачевским в связи с исследованием интеллекта и личностных особенностей. Было выявлено, что у тех, кто склонен к тревожности и беспокойству, уровень притязаний более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще неадекватны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В. К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивации достижения. Высокая национальная мотивация достижения проявляется в непропорционально быстром экономическом развитии. Именно социокультурные различия подтолкнули ученых к анализу составляющих сложного мотива достижения. Было показано, что в его основе имеется по меньшей мере три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследование М. Л. Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха являются большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии; при этом женщины больше ценят свои деловые качества и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины больше ценят качества, необходимые общественному деятелю, и стремятся к признанию и соперничеству. Оказалось также, что сильное стремление к социальному успеху способствует развитию у женщин свойств, более присущих мужчинам (доминантность, агрессивность и др.).

Мотив власти. О власти речь идет тогда, когда кто-либо в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот человек никогда не стал бы делать. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность действующего лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Можно говорить о двух разных тенденциях в основе этого мотива: стремление к приобретению власти; осуществление власти и влияния. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения («сделаешь – получишь»), власть принуждения («не сделаешь – будет худо»), нормативная власть (должностная власть знатока, информационная власть и др.). Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению количества источников власти и в способностях воздействия на мотивационную систему других людей (необходимо быстрое и безошибочное определение мотивационной основы другого человека и соотнесение со своими источниками власти). Сильный мотив власти обнаружен у представителей тех профессий, которые по роду деятельности должны быть хорошими манипуляторами; это – учителя, священники, психологи, журналисты. 

Мотивы аффилиации и помощи основаны на действенно-позитивном отношении к людям и исключают манипулирование. Мотив аффилиации – это стремление к таким контактам с людьми, в том числе с незнакомыми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятия дружеской поддержки и симпатии. Важна взаимная доверительная связь, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются равные отношения, такое общение, которое увлекает и обогащает обе стороны. Существует две формы аффилиативного мотива – надежда на аффилиацию (НА) и боязнь отвержения (БО). Наиболее известен в качестве измерительного инструмента аффилиации опросник А. Мехрабяна.

Мотив помощи, альтруистические мотивы. Альтруизм – это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим есть уже у трехлетних детей. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. В исследовании С. К. Нартовой-Бочавер обнаружено, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный (на словах) альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения ребенка и воспитателя.

 

  1. Психология малых групп и коллективов

(классификация  малых групп, стадии развития  группы,

динамические процессы в малой группе)

Личность человека раскрывается через особенности его общения с другими людьми, его принадлежность к тем или иным социальным группам. Все социальные группы можно разделить на большие и малые (Общая психология, Шишкоедов П.Н., часть IV, глава 1).

Большие группы – государства, нации, народы, партии, классы, а также целый ряд профессиональных, экономических, культурных, образовательных общностей.

Малая группа – немногочисленное объединение людей (от двух до 20–30 человек), объединенных общей деятельностью и находящихся в прямом контакте друг с другом.

Именно в процессе взаимодействия в малых группах человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп являются семья, учебная группа, трудовой коллектив, объединение друзей и т.п.

В качестве признаков малой группы называют:

– наличие постоянной цели деятельности;

– наличие организующего начала в группе – лидера, начальника;

– разделение персональных ролей, играемых каждым членом группы;

– наличие эмоциональных отношений между членами группы;

– выработка групповых норм, правил и стандартов поведения, характерных для группы.

Рассмотрим классификацию малых групп.

1. Первичные и вторичные  группы.

Первичные группы – группы, в которых взаимодействие людей основывается на непосредственной эмоциональной близости (круг близких друзей, семья).

Вторичные группы характеризуются безличным, строго официальным взаимодействием ее членов (производственная группа).

2. Формальные и неформальные.

Формальные группы характеризуются четко заданной групповой структурой, системой управления.

Неформальные группы характеризуются отсутствием предписанной системы управления, четкой структуры группы.

3. Условные и реальные.

Реальные группы – действительно существующие группы.

Условные (номинальные) группы объединяют людей, реально не взаимодействующих в рамках одной группы. Условные группы применяют в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в реальных группах, и результатов, полученных у случайного объединения людей, не имеющих постоянных контактов друг с другом и общей цели.

4. Естественные и лабораторные.

Естественные группы складываются сами по себе, независимо от воли экспериментатора.

Лабораторные группы специально создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо исследования.

5. Просоциальные и асоциальные.

Просоциальные группы – группы, участники которых трудятся на благо общества, разделяют общие культурные и духовные ценности.

Асоциальные группы руководствуются в своих действиях аморальными взглядами и антиобщественными установками; обычно такие группы приносят вред обществу.

6. Референтные и нереферентные.

Референтная группа – та малая группа, к которой человек себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В этом случае группа в целом и ее отдельные участники становятся объектами подражания для человека. Референтные группы могут быть как реальными (в случае действительно наличествующей принадлежности человека к группе), так и воображаемыми (при желании попасть в некий «идеальный» коллектив).

Нереферентная группа – такая группа, психология и поведение которой безразличны для человека. Разновидностью такой группы можно считать и антиреферентную группу, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

7. Высокоразвитые и слаборазвитые.

Слаборазвитые группы характеризуются отсутствием общности, налаженных взаимоотношений, четкого распределения обязанностей, эффективной работы.

Высокоразвитые группы, напротив, обладают вышеназванными факторами. Примером высокоразвитой группы является коллектив. Коллектив – группа людей, связанных устойчивой, совместной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, четкой структуры организации и управления.

Основными признаками коллектива являются:

– эффективное выполнение возложенных на группу задач;

– добровольный характер объединения людей;

– хорошие отношения между членами группы;

– целостность организационной структуры, четкое распределение рабочих функций, наличие структуры управления;

– наличие возможностей для личностного развития каждого члена группы.

Отечественным психологом А.В.Петровским (1924–2006) была предложена следующая классификация групп по уровню их развития.

– Диффузная группа характеризуется низким уровнем развития, отсутствием совместно выполняемой работы, поверхностным общением между ее членами. Примерами диффузных групп можно считать группы случайно собранных людей – на улице, в общественном транспорте и т.д.

– Ассоциацией является группа людей, объединенных деловыми отношениям. Межличностные отношения при этом развиты на достаточном для успешной работы уровне, но не переходят на уровень дружеских. Ассоциацией можно считать рабочие бригады, учебные группы, какие-либо команды и т.д.

– Коллектив – наиболее развитая группа, характеризующаяся высокой сплоченностью людей, четкой организацией труда, добросовестностью и ответственностью работников. Межличностные отношения построены на дружбе, взаимопомощи, поддержке. Существует множество видов коллективов – рабочие, учебные, спортивные и т.д.

– Корпорация представляет собой высокоорганизованное объединение людей с некоторыми экономическими целями. Такая группа стремится осуществить свои цели любой ценой, зачастую за счет других групп.

Говоря о типах групп, необходимо упомянуть о том, что они отличаются также по такому основанию, как коммуникационная структура. Исходя из каналов коммуникации выделяют два типа групп – централизованные и децентрализованные.

Централизованные группы характеризуются тем, что один из ее членов (как правило, руководитель) находится на пересечении направления общения прочих людей. Все общение в группе строится через данного человека. Выделяют три основные структуры, характерные для централизованных групп:

– Фронтальная структура заключается в том, что все члены группы находятся лицом к лицу.

– Радиальная группа характеризуется тем, что работники не могут видеть и слышать друг друга, поэтому вынуждены общаться через центральное лицо.

– Иерархическая структура имеет несколько уровней, некоторые из которых предполагают непосредственное общение, а другие – нет.

Децентрализованные группы не имеют связующего звена, а все участники общения обладают равными возможностями для общения. В рамках децентрализованных групп выделяют две основные структуры:

– Цепная структура заключается в общении работников по цепочке, передаче информации от одного к другому.

– Круговая структура характеризуется тем, что каждый член группы способен к общению с любым другим человеком, имея равные возможности как для приема, так и для передачи информации.

2.2. Этапы создания коллектива

Рассмотрим основные этапы создания коллектива.

1. Создание коллектива. Для  того чтобы возник коллектив, необходимо некоторое формальное  начало. Например, при создании рабочей  группы это будет приказ о  создании такого рода объединения  людей с четким указанием целей  создания коллектива, его структуры, способов руководства и т.д. Собранные  при этом люди еще не являются  коллективом, а представляют собой  диффузную группу – объединение  незнакомых людей, собранных в  определенное время в определенном  месте.

2. Стадия знакомства и  адаптации. На данном этапе происходит  знакомство между людьми, адаптация  к окружающим их условиям и  правилам коллектива. Общение носит  эмоциональный характер, люди предпочитают  выбирать собеседников по внешним  признакам. Неформальное лидерство  берут на себя люди общительные, способные повести за собой.

3. Период разрешения противоречий. Общаясь с людьми, человек начинает  замечать несоответствия – показавшиеся  ему интересными вначале собеседники  оказываются неподходящими для  сближения, что приводит к пересмотру  системы коммуникаций. Общительные  лидеры оказываются не вполне  компетентными и не могут решать  целый ряд групповых проблем. А рабочая обстановка со временем  под влиянием привычек или  навыков человека начинает его  раздражать. Все это приводит  к накоплению противоречий, которые  мешают развитию коллектива. В  случае позитивного разрешения  такого рода проблемы группа  перерастает в кооперацию. Кооперация  – форма труда, при которой  много людей работают во взаимодействии  друг с другом в одном и  том же процессе производства. Кооперация не предполагает развитого  чувства локтя или дружбы между  членами группы. Скорее стоит  говорить о том, что человек  на данном этапе принимает правила игры, разрешает конфликты несоответствия реальности ожиданиям и ждет улучшений.

Информация о работе Деятельностный подход в психологии