Диалогический стиль общения диалогическая направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. И именно общение с другими личностями, проходящие в виде диалога, является целью моей работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..................2
1. Диалог и его виды…………………………………………………………….…….…3
2. Диалогическое общение: условия, методы и средства проведения………………..6
3. Диалоговые отношения……………………………………………………………… .9
3. Диалогические концепции личности …………………….........................................10
Заключение………………………………………………………………….....................13
Список использованных источников …………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

министерство образования и науки российской федерации.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

владивостокский государственный университет экономики  и сервиса

институт  права и управления

кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  РЕФЕРАТ

                                      Диалогический стиль общения 

                            диалогическая направленность личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка                                                                             БГУ-11-02                                                                                                                                      

                                                                                                                  Никитина Е. А.      

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2013

                                                      Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..................2

1. Диалог и его виды…………………………………………………………….…….…3

2. Диалогическое общение: условия, методы и средства проведения………………..6

3. Диалоговые отношения………………………………………………………………  .9

3. Диалогические концепции личности …………………….........................................10

Заключение………………………………………………………………….....................13

Список использованных источников …………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

Общение представляет собой  процесс взаимодействия личностей  и социальных групп, в котором  происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. И именно общение с другими личностями, проходящие в виде диалога, является целью моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Диалог и его виды.

 

Выделяются две разновидности  устной речи по количеству лиц, производящих речь:  монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим  называют виды общения, различающиеся по постоянной, переменной коммуникативной роли говорящего и ты-слушающего.

Диалог (от греческого разговор, беседа) –  форма речи, состоящая  из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

          Важной составляющей  диалога является вид общения. Речевые контакты людей происходят в условиях, различающихся количеством участвующих в общении индивидов, характером отношений между ними, наличием смены ролей говорящего и слушающего в пределах одного акта коммуникации.

По первому принципу можно выделить 3 вида общения: индивидуальное, групповое и публичное, которые  определяют специфику методологии обучения диалогу.

В индивидуальном общении  участвуют два человека. Оно характеризуется  непосредственностью, доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации равноправны  в доле своего участия в общем  речевом «продукте». Каждый из них  может поддержать предложенную тему или заменить ее другой.

При групповом общении  в едином акте коммуникации участвует  несколько человек (беседа в компании друзей, учебное занятие, совещание). Коммуникативное положение члена  группе группового общения существенно  отличается от индивидуального. Он может, например, «проучаствовать» в длительной беседе или совещании, не проронив ни слова. В таком общении вставить слово, а тем более своим высказыванием заинтересовать слушающих иногда трудно и требует от говорящего дополнительных качеств. Понятно, что роль пассивного участника группового общения (слушающего) проще, чем в индивидуальном общении, хотя «управлять» приемом информации в этих условиях намного сложнее.

Публичное общение протекает  при сравнительно большом количестве индивидов. По этой причине коммуникативные роли участников публичного общения обычно предопределены: незначительное число их выступает в качестве ораторов, остальные - в фиксированных ролях слушающих (ср. собрания, митинги, диспуты и т. д.)

По характеру отношений  между коммуникантами диалог различают на официальный и неофициальный.

Официальный диалог возникает между лицами, отношения между которыми определяются выполнением ими некоторых социальных функций (учитель ученик, пассажир - кассир, начальник - подчиненный). Сюда могут быть отнесены совещания, интервью, инструктаж, переговоры. Официальный характер присущ публичному общению в любой его форме.

 

Неофициальный характеризуется непринужденностью, раскованностью, нередко фамильярностью как в поведении индивидов, так и в тоне их речи, свободой в выборе языковых средств. При неофициальном общении содержание высказываний индивидов, как правило, заранее не продумывается, им свойственен неподготовленный характер.

Современная методология  обучения диалогу различает два  рода неофициального общения - деловой разговор и свободную беседу.

Деловой разговор можно  рассматривать как необходимое  звено во внеречевой деятельности, как средство решения вытекающих из невербальных действий проблем (например, обсуждение между членами семьи способа проведения летнего отдыха, выбор профессии для оканчивающего школу сына, речевое сопровождение работы в саду и т. д.).

Свободная беседа, представляет собой самостоятельную деятельность общения, или такую деятельность, цель которой - установление контакта, взаимопонимания, воздействие на знания, умения, систему социальных ценностей (убеждений), эмоциональное состояние другого человека. В такой сфере устной коммуникации, как социально-культурная, свободная беседа выступает в качестве основного, наиболее распространенного вида общения. Тематика свободной беседы отличается исключительной широтой диапазона и в принципе не зависит от какой-либо внеречевой деятельности или места действия: участники беседы могут начать общение с обсуждения нового спектакля, а кончить обменом мнений о ремонте велосипеда.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Бытовой диалог характеризуется  незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия каких-либо решений, широким использованием несловесных (невербальных) средств общения, личностным выражением, разговорным стилем.

Деловая беседа – это  разговор, целью которого является решение важных вопрос, рассмотрение предложений о сотрудничестве, подписание сделок купли-продажи и т.д. Виды деловых бесед бывают самыми разными. Всех их можно разделить на две  большие группы: свободные (проходят без специальной подготовки, например, собрание коллег по работе) и регламентированными (тщательно продуманные, с обязательным учетом временным рамок). А вот в зависимости от цели,  которую преследует деловая беседа, выделяют следующие виды: встреча руководителя с потенциальным сотрудником, беседа руководителя с одним из сотрудников с целью разрешения определенных вопросов, беседа партнеров с целью налаживания будущего сотрудничества, беседа коллег по поводу решения производственных вопросов.

Интервью - разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Всего в учении о диалоге, отношения, сложившиеся между конкретными  людьми, часто делятся на диалогические, антидиалогические и индифферентные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Диалогическое общение: условие, методы и средства проведения.

 

Диалогическое общение - форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.

Выделяют два класса диалогового общения: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения, между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.

Следовательно, одним  из основных условий диалогового  общения является исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях. То есть если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами, то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация.

Другим важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточным. Присутствие в этой ситуации партнера, который реально или потенциально может быть источником неизвестной информации, делает вероятным возникновение диалога.

Отсюда вытекает и  такое условие, как детерминизм, то есть соблюдение причинно-следственных связей. Оно заключается в том, что для наступления каких-либо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольными. Разрыв этих связей ведет к нарушению нормального общения.

Диалогическое общение  может быть спонтанным, а может  быть организованным. Спонтанным диалогом, не требующим определенной подготовки, мы пользуемся в нашей реальной жизни, которая, по сути дела, и состоит из диалогов, периодически прерываемых монологами. Поэтому средства для проведения спонтанного диалогического общения очень трудно предугадать. Все зависит от темы разговора, интеллектуальных способностей участников диалога, отношения собеседников друг к другу и т.д. Поэтому остановимся на тех приемах, которые необходимо знать при проведении организованного, заранее спланированного диалогического общения – деловой беседы и переговоров.

         - заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;

- применять психологический  прием периодического воздействия  на собеседника, т.е. неблагоприятные  моменты и факты чередовать  с благоприятными, а также начинать и заканчивать беседу положительными фразами;

- постоянно помнить о движущих  мотивах собеседника: его ожиданиях,  преимуществах, которых он добивается  в ходе этой беседы, его позиции,  его желании самоутвердиться,  его чувстве справедливости, его  самолюбии.

- избегать присутствия незаинтересованных  лиц;

- никогда, ни при какой ситуации  не проявлять грубость;

- избегать задавать вопросы,  на которые собеседник может  ответить отрицательно;

- фундаментально объяснять свою  позицию в каждом случае, когда собеседник с ней не соглашается;

- никогда не проявлять пренебрежения;

- избегать пустой риторики;

- отказываться от ведения шаблонных  бесед;

  - не отклоняться от предмета беседы и избегать попутных отступлений;

- выражать свои мысли убедительно и в оптимистической манере.

В вопросе о методах диалогического общения среди ученых нет единого  мнения. Так, К. Поппер акцентирует свое внимание, прежде всего на метод рациональной дискуссии, которой отдает предпочтение перед другими методами. Метод рациональной дискуссии имеет, по К. Попперу, самое широкое применение. Его суть заключается «в  ясной, четкой формулировке обсуждаемой проблемы и критическом исследовании различных ее решений». Вообще следует отметить, что дискуссия лежит в основе многих методов оптимизации принятия решений. Среди них особую известность приобрели «мозговая атака» и дельфи-метод.

 «Мозговая атака» — это наиболее популярный метод активизации коллективной мыслительной деятельности, способствующий выработке правильных решений. Он чаще применяется при попытках решения сложных и нечетко сформулированных проблем, когда, казалось бы, невозможно даже представить, с какого конца подступиться к проблеме. Суть этого метода в том, что вначале подбираются две группы людей, которые будут участвовать в решении проблемы, — «генераторы» и «эксперты». «Генераторы» выдвигают идеи, а «эксперты» их оценивают. Создается атмосфера, благоприятная для творческой работы. Разрешается высказывать любые, в том числе и заведомо «безумные», идеи, категорически запрещается их критика. Строго фиксируются все мысли и предложения, возникающие у «генераторов».

Информация о работе Диалогический стиль общения диалогическая направленность личности