Проведенное исследование позволило
выявить проблему: каковы особенности
развития речи детей младшего возраста
посредством дидактических игр и лексических
упражнения в период кризиса 3-х лет. Для
решения этой проблемы был проведен анкетный
опрос воспитателей детского сада по разработанной
нами анкете «Как воспитатель справляется
с негативизмом и отрицанием во время
занятий и игр».
Анкетный опрос показал, что многими
профессионалами – воспитателями недооценивается
значение кризиса 3-х лет, как сложного
периода развития, когда от взрослых требуется
особое понимание, помощь и поддержка.
Это показывает актуальность выявленной
проблемы и необходимость помощи психолога
ДОУ как воспитателям, так и родителям.
Итак, в результате данной работы решены
задачи исследования и достигнута цель
исследования.
ЛИТЕРАТУРА
- Аверин В.А. Психология раннего детства.
СПб. : Питер, 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения родному языку
дошкольников. – М.: «Академия», 2007.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение
детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез,
2000. - 271с.
- Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Организация психолого-педагогической
помощи детям раннего возраста. Ростов
н/Д : Феникс, 2005.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя
дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. –
160с.
- Букатов В.М. Педагогические таинства
дидактических игр. 2-ое изд. - М.: Моск. психолого-социальный
ин-т: Флинта, 2003.
- Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа
мышления. - М.: Знания, 1994. - 150с.
- Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности
в период кризиса трёх лет // Психолог в
детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
- Громова О.Е. Лексические темы по развитию
речи детей 3—4 лет. Методическое пособие.
М., 2006.
- Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка
с рождения до 6 лет: все, что нужно знать
родителям. СПб. : Питер, 2010.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология:
развитие ребенка от рождения до семнадцати лет.
М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Малашенкова В.Л. Раннее развитие ребенка
в системе общественно-семейного взаимодействия:
концепция экспериментальной работы.
- Омск: ЛЕО, 2009.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы:
Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с
правилами в дошкольном возрасте. - 2-е издание. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 176 с.
- Мухина B.C. Детская психология. – М.: ООО
Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352с.
- Павлова Л.Н. Практическая энциклопедия
раннего развития. От года до трех лет.
М. : РОСМЭН, 2008.
- Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном
детстве / Н.Н.Палагина, Л.В. Ахромеева.
- М., 2002. – 254с.
- Парамонова Л.Г. Накопление словарного
запаса детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.37 - 40.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения
для дошкольников: Кн. для воспитателей
дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой.
2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 208 с..
- Смирнова Е.О. Детская психология. - М.:
ВЛАДОС, 2003.
- Современные стратегии образования,
проблемы развития, воспитания и обучения
детей дошкольного и младшего школьного
возраста : сб. материалов / Всероссийская
конференция / отв. редактор проф. А.Д. Маклаков. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина,
2010.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском
саду. – М.: Педагогика, 2003. – 283 с.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития
речи дошкольников: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2008. – 256с.
- Стерн В. Психология раннего детства.
Минск : Харвест, 2003.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под
ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. -
159 с.
- Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Рабочая тетрадь. —
Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур»,
2008. — 24 с. – 12 с.
- Урунтаева Г. А. Детская психология. М.:
Академия, 2006. - 368 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М., 2005. – 212 с.
- Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей
дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря
дошкольника в играх. – СПб: «Детство-Пресс»,
2007.
- Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских
возрастах. — Воронеж, 1995. - 226 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы анкеты
- Знакомы ли Вы с такими проявлениями поведения ребенка младшего возраста как: негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность?
- Да
- Нет
- Отчасти
2. Как Вы считаете, это:
- Симптомы кризиса 3-х лет
- Проявления плохой наследственности
ребенка
- Последствия плохого воспитания родителями
3. Если на Ваших
занятиях ребенок проявляет негативизм, упрямство, отрицание и прочее,
Вы:
- Детское упрямство сломите
- Не будете обращать внимания
- Примените какую-нибудь маленькую хитрость,
переключите внимание ребенка мягким
юмором, обратите все в шутку и пр.
4. Есть ли в Вашей «педагогической
копилке» игровые приемы, которые
помогают воспитывать упрямцев?
Да, я их часто применяю
Нет, по-моему это лишнее
Иногда я показываю пример негативного поведения на игрушках
5. Если ребенок хочет что-либо в игре или
на занятиии сделать по-своему, Вы:
- Настаиваете на своём, вы же знаете свою
правоту!
- Покажете ребёнку, что никого его мнение
не интересует
- Обсудите его предложение
6. Если Вы чувствуете, что ребенок в игре
или на занятиии выполняет задание неверно,
Вы:
Не дадите ему доделать задание, оборвете
и укажете на ошибку
Дадите доделать, а потом раскритикуете
выполненное
Дадите доделать, а потом вместе постараетесь
разобрать ошибки
7.За неудачи Вы:
Ругаете ребенка
Снисходительно молчите
Ободряете – в другой раз получися лучше
8.За успехи Вы:
Хвалите ребенка, стараетесь закрепить
успех
На похвалу скупы, боитесь перехвалить
Приводите ребенка в пример другим, стараясь,
чтобы те, у кого что-либо не получилось, прочувствовали это
9. Всегда ли Вам удается справляться с негативизмом и отрицанием
во время занятий и игр, требовалась ли
Вам помощь психолога, коллег?
Да, всегда справляюсь, обхожусь без помощи
Проблемы были, помощь получила
Иногда бывают сложные случаи, но за помощью не
обращаюсь
10. Обращаетесь ли Вы к родителям
в случае частого непослушания
ребенка?
Да, обязательно жалуюсь, пусть дома накажут
Нет, справляюсь сама
Общаюсь с родителями регулярно, в воспитании нужно взаимодействие