Динамика и типология супружеских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление динамики и типологии супружеских отношений, а также исследование удовлетворённости браком семей с разным семейным стажем.
Задачи работы:
Рассмотреть основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии.
Изучить типологию и динамику супружеских отношений.
Провести анализ удовлетворенности супружескими отношениями мужчин и женщин на разных этапах жизненного цикла семьи.
Организовать и провести экспериментальное исследование по изучению удовлетворённости браком семей с различным семейным стажем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2 Типология супружеских отношений 16
1.3 Жизненный цикл как динамическая характеристика семьи. 20
1.3.1 Позитивная динамика супружеских отношений в жизненном цикле семьи 21
1.3.2 Негативная динамика супружеских отношений 28
1.4 Анализ удовлетворенности супружескими отношениями мужчин и женщин на разных этапах жизненного цикла семьи. 34
Выводы 37
ГЛАВА 2 39
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬЮ БРАКОМ 39
2.1 Изучение удовлетворенности браком в супружеской паре 39
2.2 Анализ проведенного исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Динамика и типология супружеских отношений.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, выделив человека как открытую, самоорганизующуюся систему, «открытую как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду», находящуюся в постоянном движении, трансценденции, возникает необходимость с данных позиций рассмотреть и семью, объединяющую на первом этапе, как минимум, двух людей [20].

Такая постановка проблемы открывает возможность применить для изучения феноменологии семьи используемые в психологии положения, разрабатываемые в синергетике. Синергетика, являясь направлением междисциплинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, позволяет выйти на новый уровень системности видения мира и изучаемых явлений (А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Ю. Крылов, В. Е. Клочко и др.) и «наиболее полно понять объект в его движении и развитии» [2].

Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему (Л. С. Выготский), где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью «оказывается целиком и полностью социально опосредованным»[12]. 

При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение. Еще Л. С. Выготский писал, что «через других мы становимся сами собой», а также «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других» [12, с. 60]. 

Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию - развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т.е. превратиться «из двух разрозненных «Я» в единое «Мы», сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность [17].

Согласно системному подходу, опирающемуся на положения синергетической парадигмы, взаимодействие обладает порождающим эффектом (А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Е. Клочко, А. А. Митькин, В. С. Степин, К. Майнцер). Так взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, «живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности» (В. И. Слободчиков).  

Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является «организованное и дифференцированное целое» (Б. Ф. Ломов), «общий фонд ценностей» (Л. И. Анцыферова), «производство индивидами их общего» (А. В. Петровский), «превращение состояния в их общее достояние» (М. С. Каган), «идеальный продукт взаимных усилий» (К. А. Абульханова-Славская), создание «пространства совместимости» (Н. В. Бариленко). 

Таким образом, результатом взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон. Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом которого - «новая реальность, новая онтология совместного бытия двух противоположных начал в едином» [20].

Совокупность вышеизложенных теоретических построений дает основания для того, чтобы рассматривать супружеские отношения как открытую совмещенную психологическую систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия.

Согласно разрабатываемому в рамках Теории психологических систем закону ограничения взаимодействия можно говорить о том, что во взаимодействие вступают «только соответствующие друг другу противоположности» [20]. 

Причиной этого взаимодействия является соответствие, согласованность ценностно-смысловых координат жизненных миров [19]. 

И. Ф. Дементьева отмечает, что объединение людей в супружеских отношениях связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей.

Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:

1. персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;

2. персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира (В. Е. Клочко ).

Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.

Принимая во внимание, что семья - это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.

Здесь возникает еще один вопрос об устойчивости семьи как системы. Предлагаемое в классической психологии понимание устойчивости как факта сохранности семьи или как успешного функционирования семьи не позволяет согласиться с позицией выдвинутых ранее принципов самоорганизации семьи как системы. Новое понимание устойчивости семьи как системы можно отметить в психотерапевтической научной литературе.

Различные теоретические модели психотерапевтической помощи семье выдвигают свои цели психотерапевтических воздействий. Цели психотерапевтических воздействий фиксируют направления и характер тех изменений, которые позволяют перейти семье на новый уровень функционирования.

Теоретический анализ различных концепций психотерапии позволяет представить цели психотерапевтических воздействий следующим образом:

1. изменения в процессе психотерапии как результат «нашего контакта с нашей собственной сущностью», позволяющей «войти в состояние нового сознания» [8];

2. развитие способностей изменяться, совершенствоваться, перестраивать отношения с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи [22];

3. развитие человеческой потребности в совершенствовании, в актуализации самого себя, в личностном росте; признание собственных ресурсов [8];

4. ориентирование семьи на изменения (рост), на открытые социальные связи, наполненные позитивными установками [24];

5. преодоление ранее свойственной семье закрытости, активизирование действий «к действительно открытой системе» [7];

6. «трансформация системы как целого» [7, с. 117], где все члены семьи могут развиваться и расти как личности [11]; увеличение возможности системы к изменениям, увеличение свободы выбора и роста для каждого члена семьи [23];

7. развитие «компетентности в зрелом и дифференцированном подходе к проблемам и конфликтам» [23].

Обобщая выделенные характеристики, мы видим направленность изменений не только, а точнее, не столько в функционировании семьи, сколько стремление перевести семейную систему в режим сознательного движения согласно внутренней тенденции системы, т.е. осознавать наличие различных тенденций эволюции системы (А. Н. Аверьянов, М. Р. Гинзбург, А. В. Клочко, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), «неоднозначность прохода в будущее» (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), возможность строить настоящее через будущее (М. Р. Гинзбург, А. В. Клочко, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов). Именно сознательное стремление супругов взаимодействовать в режиме постоянного развития, опираясь в этом развитии на общие семейные ценности, позволяет обеспечить устойчивость семейной системы в процессе ее изменения. Тогда роль психотерапии семьи мы видим в решении вопроса о том, как помочь семье в осознании собственных тенденций развития и нахождении способа «вывода» семьи на путь существующей внутренней тенденции развития семьи как системы.

 

1.2 Типология супружеских отношений

К настоящему моменту  сложились разнообразные формы  брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Хотя, если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду.

В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнил условия контракта – волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными… Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам [14].

Другая классификация  называет брак по любви, «ролевой», смешанный, брак, основанный на взаимодополняемости  как варианты стабильной семьи, формирующиеся  в настоящее время.

Брак  по любви – наиболее перспективный и стабильный, когда супруги вошли в семейную жизнь с взаимной любовью и каждый из них является зрелой личностью. Но и этот брак подстерегает много опасностей: сам переход из относительно свободного добрачного периода в семейную ситуацию с ее ограничениями, бытом оказывается сложным испытанием для молодой семьи. Распространенной причиной дезинтеграции браков по любви является несоответствие идеальных представлений мужа и жены о домашнем укладе.

В «ролевом» браке стиль семейной жизни строится исходя из формального соглашения. Семья в данном случае – средство для достижения чего-либо и, как правило, для обоих супругов.

В смешанном браке один из супругов любит другого, тогда как последний ориентирован скорее на ролевое построение брака. Стиль семейной жизни строится на том, что любящий супруг принимает то распределение ролей, которое ему предлагает партнер.

В браке, основанном на взаимодополняемости, каждый из супругов получает от другого в психологическом отношении то, чего ему не хватает, т.е. происходит взаимная декомпенсация.

Семейные отношения  имеют ряд психологических особенностей, характерных только для них:

-наличие не одной,  а ряда общесемейных целей,  которые могут меняться в процессе  развития семьи;

-частичное различие  в интересах и установках членов  семьи;

-наличие супружеской  пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

Информация о работе Динамика и типология супружеских отношений