Динамика и типология супружеских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление динамики и типологии супружеских отношений, а также исследование удовлетворённости браком семей с разным семейным стажем.
Задачи работы:
Рассмотреть основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии.
Изучить типологию и динамику супружеских отношений.
Провести анализ удовлетворенности супружескими отношениями мужчин и женщин на разных этапах жизненного цикла семьи.
Организовать и провести экспериментальное исследование по изучению удовлетворённости браком семей с различным семейным стажем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2 Типология супружеских отношений 16
1.3 Жизненный цикл как динамическая характеристика семьи. 20
1.3.1 Позитивная динамика супружеских отношений в жизненном цикле семьи 21
1.3.2 Негативная динамика супружеских отношений 28
1.4 Анализ удовлетворенности супружескими отношениями мужчин и женщин на разных этапах жизненного цикла семьи. 34
Выводы 37
ГЛАВА 2 39
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬЮ БРАКОМ 39
2.1 Изучение удовлетворенности браком в супружеской паре 39
2.2 Анализ проведенного исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Динамика и типология супружеских отношений.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

-включенность в нее  представителей нескольких поколений  и большой срок близкого знакомства  между ее членами;

-многосторонность и  значимость семейных отношений  и их взаимосвязь;

-особая открытость, уязвимость членов семьи [29, с. 31]

Уайл приводит три типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты.

  1. Взаимное уклонение. Когда оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуя несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.
  2. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования.
  3. Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства, и стремиться сблизиться с другим, другой – отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Причем чем больше один уклоняется, тем сильнее другой стремится к нему приблизиться. [9, с. 88]

Для того чтобы глубже понять типы супружеских отношений, в практику введено понятие «эмоциональная зависимость партнеров от брака». В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости – как благоприятный, обреченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из существенных элементов зависимости является привлекательность партнера. У женщин – красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность, у мужчин - ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание и лишь отчасти красота. Если зависимость умеренная, то и профиль брака оценивается как благополучный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относят к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости – к категории «бедственного» [14].

1.3 Жизненный цикл как динамическая характеристика семьи.

Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла [10].

Супружеские отношения в семье  имеют определенную динамику. Позитивная динамика связана с процессами адаптации – когда супруги постепенно приспосабливаются друг к другу и семейной жизни в целом. Негативная динамика связана с процессами дезадаптации – когда со временем нарастает неудовлетворенность партнером, брачными отношениями и укладом семейной жизни [30].

 

1.3.1 Позитивная динамика супружеских отношений в жизненном цикле семьи

Комплекс супружеских  отношений включает периоды становления  и развития брачных отношений.

Весь комплекс супружеских отношений  предлагается разделять на два основных периода: 1) до вступления в брак (период становления брачных отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).

На основе обобщения  работ Гуда, Киркпатрика, Уинча, Щепаньского, С.И.Голода, А.Г.Харчева и К.Л.Емельянова, в которых изучались некоторые аспекты добрачного периода, предлагается разделить период становления брачных отношений на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. Основные ценностно-мотивационные составляющие этих этапов можно конкретизировать следующим образом. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального) , согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером [26].

По определению В. В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

Это равновесие достигается специфическим распределением прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, непрерывно, и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс в функционировании семьи заключается и сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям.

Таким образом, по мнению Столина В. В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.

    • Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.
    • Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.
    • Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

Эти три процесса характеризуют  семью в динамическом аспекте [28].

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  2. семья молодоженов;
  3. семья с маленькими детьми;
  4. семья с подростками;
  5. выход повзрослевших детей из семьи;
  6. семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

  1. совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;
  2. молодые браки — от 5 до 9 лет;
  3. средние браки — от 10 до 19 лет;
  4. пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает  следующие этапы развития семьи:

    1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним [4, c.81].
    2. Брак — принятие супружеских социальных ролей.
    3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
    4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
    5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда  дети достигают частичной независимости  от родительской семьи. Эмоциональные  задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние  детей и родителей друг на друга  приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

    1. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у  членов семьи может быть связано  с необходимостью перехода семьи  на новую стадию развития и адаптации  к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи [4, c.82].

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в 
семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, 
которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений  в семье:

·         «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

·         «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

·         изменения под влиянием социальных событий (экономическая, депрессия, землетрясение и т. п.);

·         биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

·         изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

·         «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени  семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум  семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром) [4, c.83].

В последнее время в отечественном  семьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла  семьи. Его авторы А. И. Антонов и В. М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства, то есть выполнением семьей ее основной функции – рождением, воспитанием и социализацией детей. Выделяются четыре основные стадии:

1. Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца.

2. Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.

3. Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.

4. Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На стадии предродительства супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать.

На стадии репродуктивного  родительства появляется первый ребенок  и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее – в зависимости от числа рождений. И лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда в семье только единственный ребенок.

Вторая стадия дает начало третьей – стадии социализированного родительства, во время которой осуществляется воспитание детей. Для многих родителей эта стадия не кончается никогда, но ее следует ограничить или достижением совершеннолетия, или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения по многим причинам (например, из-за отсутствия жилья) продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период. Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, будет одной из характеристик третьей стадии. Следует отличать «затяжную социализацию» от «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак и начало самостоятельной жизни откладывается.

Появление первого внука  превращает родителей-основателей  в прародителей, в дедушку и  бабушку, хотя это еще не означает прекращения стадии «социализированного  родительства», так как в семье  еще могут оставаться несовершеннолетние дети. Последняя стадия – прародительство – длится до смерти супругов.

Информация о работе Динамика и типология супружеских отношений