Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:58, реферат
Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи мышления и речи. Исходя из темы можно выделить следующие задачи:
Анализ того, как строится наглядное отражение действительности
Анализ отражения человеком реального мира, в котором он живет
Анализ получения человеком субъективного образа объективного мира
Введение 3
Единство мышления и речи 4
Речь и её функции 5
Связь мысли со словом 6
Физиологические основы мышления и речи 7
Внутренняя речь и её участие в процессах мышления 8
Заключение 8
Используемая литература 8
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
РЕФЕРАТ
по дисциплине « общая психология»
На тему:
«Единство мышления
и речи»
Выполнила студентка 4207 группы
отделение специальное
(дефектологическое)
Черутова Н.А.
Проверила Рогожкина Т.В.
Рязань, 2012
Введение 3
Единство мышления и речи 4
Речь и её функции 5
Связь мысли со словом 6
Физиологические основы мышления и речи 7
Участие голосового аппарата в решении интеллектуальных задач 8
Внутренняя речь и её участие в процессах мышления 9
Заключение 11
Используемая литература 12
Проблема общности мышления речи, несомненно актуальна, поскольку их роль в общении и формировании сознания является одним из самых важных разделов психологии, к которой обращались многие учёные, такие как Л.С. Выготский, А.А. Смирнов и др.. Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи мышления и речи. Исходя из темы можно выделить следующие задачи:
Все перечисленные выше задачи и составляют значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира1. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.
Речь является основным средством
человеческого общения. Без нее
человек не имел бы возможности получать
и передавать большое количество
информации, в частности такую, которая
несет большую смысловую нагрузку или
фиксирует в себе то, что невозможно воспринять
с помощью органов чувств (абстрактные
понятия, непосредственно не воспринимаемые
явления, законы, правила и т.п.). Без письменной
речи человек был бы лишен возможности
узнать, как жили, что думали и делали люди
предыдущих поколений. У него не было бы
возможности передать другим свои мысли
и чувства. Благодаря речи как средству
общения индивидуальное сознание человека,
не ограничиваясь личным опытом, обогащается
опытом других людей, причем в гораздо
большей степени, чем это может позволить
наблюдение и другие процессы неречевого,
непосредственного познания, осуществляемого
через органы чувств: восприятия, внимания,
воображения, памяти, мышления. Через речь
психология и опыт одного человека становятся
доступными другим людям, обогащают их,
способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет
полифункциональный характер.
Соответственно множеству ее функций
речь является полиморфной деятельностью, то
есть в своих различных функциональных
назначениях представлена в разных формах: внешней,
внутренней, в форме монолога, диалога,
бывает письменной и устной и т.д..
Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.
Мышление взрослого, нормального
человека неразрывно связано с речью.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать,
ни существовать вне языка, вне речи. Мы
мыслим словами, которые произносим вслух
или проговариваем про себя, т. е. мышление
происходит в речевой форме. Люди, одинаково
хорошо владеющие несколькими языками,
четко осознают, на каком языке они мыслят
в каждый данный момент. В речи мысль не
только формулируется, но и формируется,
развивается. Специальными приборами
можно зарегистрировать скрытые речевые
(артикуляционные) микродвижения губ,
языка, гортани, всегда сопровождающие
мыслительную деятельность человека,
например, при решении различного рода
задач. Только глухонемые от рождения
люди, не владеющие даже кинетической
(«ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует
вне словесной оболочки, что иную мысль
трудно выразить словами. Но это означает,
что мысль еще неясна себе самому, что
это скорее не мысль, а смутное общее представление.
Ясная мысль всегда связана с четкой словесной
формулировкой.
Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление - это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь - «озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.
В основе процесса мышления
лежит сложная аналитико-
Что касается физиологических
механизмов собственно речи, то эта
второсигнальная деятельность коры также
есть сложная координированная работа
многих групп нервных клеток коры головного
мозга.
Когда мы говорим друг с другом, то, с одной
стороны, воспринимаем слышимые (звуковые)
и видимые (письменные) речевые сигналы,
с другой - произносим звуки языка при
помощи мышечного голосового аппарата.
Соответственно в коре левого полушария
головного мозга имеются три центра речи:
слуховой, двигательный и зрительный.
Один из таких центров
- слуховой центр Вернике обеспечивает понимание
воспринимаемых слов. При нарушении его
работы человек теряет способность различать,
узнавать слова, хотя ощущение звуков
у него остается, вследствие чего утрачивается
способность и к осмысленной речи. Двигательный
центр речи Брока обеспечивает произнесение
слов. При разрушении этого центра человек
не способен произнести ни одного слова,
хотя и понимает слова, которые слышит:
у него остается только способность к
крику и пению без слов. Работа зрительного
центра обеспечивает понимание письменной
речи, чтение. При поражении его человек
утрачивает способность читать, хотя зрение
у него сохраняется. Разумеется, выделение
указанных центров в известной мере условно,
так как в основе речевой деятельности
лежит объединяющая работу этих центров
деятельность коры в целом..
Участие голосового аппарата в решении интеллектуальных задач
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.
Электро-миографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая - в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая — общим повышением речедвигательной активности.
Очень важное значение для понимания
отношения мысли к слову имеет внутренняя
речь. Она в отличие от внешней речи обладает:
особым синтаксисом, характеризуется
отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью.
Превращение внешней речи во внутреннюю
происходит по определённому закону: в первую очередь
Основной синтаксической
предикативность. Её примеры обнаруживаются
в диалогах хорошо знающих друг друга
людей, «без слов» понимающих, о чём идёт
речь в их «разговоре».
Человек, размышляя во внутреннем диалоге,
который, вероятно, осуществляется через
внутреннюю речь, как бы общается с самим
собой. Естественно, что для себя ему тем
более не нужно обозначать предмет разговора.
Основной закон развития значений употребляемых
ребенком в общении слов заключается в
их обогащении жизненным индивидуальным
смыслом. Функционируя и развиваясь в
практическом мышлении и речи, слово как
бы впитывает в себя все новые смыслы.
В результате такой операции смысл
Еще одной особенностью
агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов
сокращением. Возникающее в результате
слово как бы обогащается двойным или
даже тройным смыслом, взятым по
Внутренняя речь, по-
Такую речь в силу
А.Н.СОКОЛОВ показал, что
в процессе мышления
В результате опытов А.Н. Соколова
с взрослыми, где в процессе восприятия
текста или решения арифметической задачи
им предполагалось одновременно в слух
читать хорошо выученные стихи или произносить
одни и те же простые слоги (например, «ба-ба»
или «ля-ля»), было установлено, что как
восприятие текстов, так и решения умственных
задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи.
Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.
В тех случаях, когда мышление
совершается в основном не в форме
речи в специфическом смысле слова,
а в форме образов, эти образы
по существу выполняют в мышлении функцию
речи, поскольку их чувственное содержание
функционирует в мышлении в качестве носителя
его смыслового содержания. Вот почему
можно сказать, что мышление вообще невозможно
без речи: его смысловое содержание всегда
имеет чувственного носителя, более или
менее переработанного и преображенного
его семантическим содержанием. Это не
значит, однако, что мысль всегда и сразу
появляется в уже готовой речевой форме,
доступной для других. Мысль зарождается
обычно в виде тенденций, сначала имеющих
лишь несколько намечающихся опорных
точек, еще не вполне оформившихся. От
этой мысли, которая еще больше тенденция
и процесс, чем законченное оформившееся
образование, переход к мысли, оформленной
в слове, совершается в результате часто
очень сложной и иногда трудной работы.
В процессе речевого оформления мысли
работы над речевой формой и над мыслью,
которая в ней оформляется, взаимно переходят
друг в друга.
Главная функция речи у человека все же
состоит в том, что она является инструментом
мышления. В слове как понятии заключено
гораздо больше информации, чем может
в себе нести простое сочетание звуков.