Естественнонаучные основы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Центральная нервная система (ЦНС) включает те части нервной системы, которые лежат внутри черепа или позвоночного столба. Головной мозг - это часть ЦНС, заключенная в полости черепа. Вторым крупным отделом ЦНС является спинной мозг. Нервы входят в ЦНС и выходят из нее.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

     Проблема  локализации в высших психических функций в коре головного мозга.

     Локализация высших психических  функций (л. в. п. ф.) — кардинальная проблема о соотношении мозга и психических процессов, разрабатываемая рядом научных дисциплин: нейрофизиологией, нейроанатомией, нейропсихологией и другими нейронауками. История изучения этой проблемы восходит к трудам Гиппократа, Галена и др. Эта проблема является ареной острой борьбы между представителями материалистической и идеалистической философии. Рассмотрение проблемы Л. в. п. ф. всегда зависело от решения следующих вопросов: что такое психическая функция, каково строение мозга, и что собой представляет сама локализация.

     Представители одного из направлений  в решении проблемы Л. в. п. ф. — узкого локализационизма — рассматривали психические функции как единые, неразложимые на компоненты "психические способности", осуществляемые узкоограниченными участками коры головного мозга или соответствующими мозговыми "центрами". Поражение "центра" ведет к выпадению соответствующей функции. Френологическая карта Ф. Галля и локализационная карта К. Кляйста представляют собой логическое завершение идей узкого локализационизма о работе коры больших полушарий как совокупности различных "центров" психических способностей. Другое направление — "антилокализационизм" — рассматривало мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Последние также трактовались как неделимые психические способности. Согласно данной теории, поражение любой области мозга ведет к общему снижению функции (напр., к снижению интеллекта, как считал Ф. Гольц, или к общему ухудшению "символической функции", по К. Гольдштейну). Степень нарушения функции не зависит от локализации поражения, а определяется массой перенесшими локальные поражения мозга, как будто бы подкрепляют фактами оба указанных направления: поражение отдельных участков мозга приводит к нарушению различных психических процессов. Однако возможно осуществление той же функции другими отделами мозга, т. к. при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений.

     Данное  противоречие нашло  разрешение в теории системной динамической Л. в. п. ф., разработанной Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Эта теория основана на положениях, сформулированных в отечественной псхиологии Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др., о социально-исторической обусловленности, прижизненном формировании, системном строении и динамической организации высших психических функций человека, а также на трудах крупнейших отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, Я. А. Бернштейна, в которых развиваются представления о рефлекторной природе и сложной системной физиологической организации психических процессов.

     Согласно  теории системной  динамической Л. в. п. ф. человека, психические функции следует рассматривать как сложные системные образования, прижизненном сформированные по своему генезу, опосредствованный по своему строению, прежде всего речью, и сознательные произвольные по своему функционированию. Физиологической основой психической функций являются сложные функциональные системы, состоящие из многих афферентных и эфферентных звеньев. Психическая функция лабильна, динамична, изменчива по своей организации. Различные звенья функциональной системы могут замещать друг друга, каждое ее звено связано с определенной мозговой структурой, а вся функциональная система — со многими мозговыми структурами как коры, так и подкорковых образований. Существуют общие звенья функциональных систем, которые участвуют одновременно в осуществлении нескольких психических функций. Поражение этих звеньев ведет к появлению закономерных сочетаний нарушений психических функций, составляющих определенные нейропсихологические синдромы. Согласно теории системной динамической Л. в. п. ф., мозг как субстрат психических процессов работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами надо соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных функций. Физиологические процессы, осуществляемые в определенных мозговых структурах, ответственные за возникновение определенных нейропсихологических синдромов, обозначаются в нейропсихологии как нейропсихологические факторы. Таким образом, вопрос о соотношении мозга и психики согласно концепции Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (или психической способности), с отдельным узкоограниченным участком коры больших полушарий ("центром") или со всем мозгом как единым недифференцированным целым. Теория системной динамической Л. в. п. ф. представляет собой новый важный этап в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов. Справедливость этой теории проверена многолетней практикой успешной нейропсихологической диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных функций. 
 

     9. Подготовьте аннотацию  статьи: Лурия А.Р. О естественных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии / под ред. А.А.Смирнова. - М.: Педагогика,1978.-с.7-23

     В статье А. Р. Лурия рассматривает естественнонаучные основы психологии. Современная отечественная психология пересматривает свое отношение к проблеме биологических основ психики. К биологическим основам психики относятся и те аспекты работы мозга как субстрата психических процессов, изучение которых входит в компетенцию нейропсихологии. Мозговые основы психических функций (или мозговые механизмы их реализации) А. Р. Лурием трактуются как результат работы сложных функциональных систем, включающих большое число афферентных и эфферентных звеньев, связанных со многими корковыми и подкорковыми образованиями. Изучение естественнонаучных  основ психики в луриевском понимании означает изучение тех конкретных структурных и функциональных механизмов, с помощью которых осуществляется та или иная психическая функция.

     Он  считал, что биологические  законы развития мозга  находятся под  влиянием общественноисторической практики человека, благодаря которой создаются новые «функциональные органы», обеспечивающие протекание высших форм сознательной психической деятельности (или высших психических функций). Иными словами, согласно А. Р. Лурия, сложные системные физиологические процессы, протекающие в различных образованиях головного мозга (функциональные системы), которые являются биологической основой высших психических функций, сами формируются в процессе социальноисторического развития человека как результат различных видов практики.

     Это положение о тесном взаимодействии «биологического» и «социального», о том, что сама природа человека продукт его истории, основа монистического понимания соотношения  «биологического» и  «социального».

     А. Р. Лурия, разрабатывая проблему соотношения мозга и психики, выдвинул положение о нейропсихологических факторах как основе (общем радикале) нейропсихологических синдромов. Факторный подход к изучению проблемы «мозг и психика»  был сформулирован им в виде теории системной динамической локализации высших психических функций. Именно оно открывает новые возможности для изучения биологических (в том числе и генетических) основ психики.

     Таким образом, согласно А. Р. Лурия, соотношение мозга и психики следует понимать как соотношение определенных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов (факторов) с определенными звеньями (параметрами) психических функций. Тем самым А. Р.  Лурия предложил принципиально новый подход к решению проблемы соотношения мозга и психики. 

     10. Подготовьте конспекты  статей – Психологический  журнал: а) Александров  Ю.И. Теория функциональных  систем в психологии.1998. Т.19.№6. –С 4-17; б) Дубровский  Д.И. Психика и  мозг: результаты  и перспективы  исследований.1990.Т11.№6.С.3-15.

     А) Рассмотрена специфика  теории функциональных систем в сопоставлении  с другими вариантами системного подход, выделены те изменения методологии, задач и методов исследования структуры и динамики субъективного мира, которые являлись следствием применения теории функциональных систем в психологии. Особое место занимает системный подход в ТФС. Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Анализ проблем происхождения и развития жизни с позиции ТФС привели Анохина к введению новой категории – опережающее отражение. Целостную систему представлений находим именно в ТФС. Идея активности, целенаправленности не просто включается в ТФС наряду с другими положениями, но действительно определяет основное содержание, теоретический и методический аппарат теории.  Согласно ТФС, объединение осуществляется в рамках специализированных системных механизмов: афферентный синтез, принятие решения, формирование акцептора результатов действия, реализация программы действия. Эти системные механизмы составляют операционную архитектонику любой функциональной системы. Психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации. Реализация поведения представляет собой реализацию истории формирования поведения, т.е. множества систем, каждая из которых фиксирует этап становления данного поведения. С позиции системной психофизиологии проблема «локализации психических функций» должна быть переформулирована как проблема проекции индивидуального опыта на структуры мозга. Потенциал ТФС психологии связывается с использованием как классических положений, так результатов дальнейшего развития.

     Б) Три подхода к проблеме «психика и мозг»: 1. Физикалистский – стремление провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания и базируется на парадигме физикализма; 2. Бихевиоральный – явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно, как бы в их изначальном единстве, и описываются в поведенческих терминах; 3. Функционалистский – дает гораздо более широкие методологические возможности для разработки проблемы, поскольку здесь психические явления рассматриваются в качестве функциональных состояний мозга, как функциональные свойства протекающих в нем нейрофизиологических процессов. Автор показывает преимущества последнего и на этой основе разрабатывает свой подход к указанной проблеме – информационный. Отношение между психическими явлениями и мозговым процессам рассматривается как отношение между информацией и ее носителем. Исследование этого отношения предполагает расшифровку мозговых кодов психических явлений. Формируются два типа задач расшифровки кодов (прямая и обратная). Психическая причинность интерпретируется как информационная причинность, что служит объяснению психического управления телесными изменениями. Вводится понятие мозговой эго-структуры; рассматриваются возможности психического управления собственными мозговыми процессами, способы нейрофизиологической интерпретации произвольного действия и феномена свободы воли.

Информация о работе Естественнонаучные основы психологии