Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:50, доклад
Область профессиональной деятельности определена специфической проблематикой, которой занят психолог. Эта проблематика предъявляет ряд совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.
4.
Виды профессиональной
деятельности выпускника.
Внутри любой направленности профессии «Психолог» всегда присутствуют все основные виды профессиональной деятельности психолога, каждый из которых требует сформированности соответствующих компетенций (раскрыты относительно видов профессиональной деятельности выпускника, с указанием кода в учебном плане):
1) Психологическая профилактика (способствование развитию психологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения).
Необходимые компетенции:
• владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений - ОК -3
• использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики - ОК -4
• проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. - ОК -9
• пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны - ОК -10
• реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности - ПК-1
• участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии - ПК-11
• выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работыПедагогическая деятельность: способностью и готовностью к: - ПК-14
• преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины - ПК-15
• участию в учебно-методической работе в сфере общего образования - ПК-16
• подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении - ПК-17
• использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека - ПК-18
• самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни - ПК-19
• просветительской
деятельности среди населения с целью
повышения уровня психологической культуры
обществаОрганизационно-
2) Психологическая диагностика (выявление индивидуально-психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия).
Необходимые компетенции:
• отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций - ПК-2
• психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека - ПК-6
• применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач - ОК -5
• использованию нормативных правовых документов в своей деятельности - ОК -14
• применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики - ПК-9
• проведению стандартного
прикладного исследования в определённой
области психологии - ПК-12
3) Психологическая коррекция (воздействие психолога на внутренний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психологической проблемы).
Необходимые компетенции:
• пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии - ОК -2
• владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния - ОК -6
• описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); - ПК-3
• осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий - ПК-4
• реализации базовых
процедур анализа проблем человека, социализации
индивида, профессиональной и образовательной
деятельности, функционированию людей
с ограниченными возможностями, в том
числе и при различных заболеваниях - ПК-13
4) Психологическое развитие (формирование новых психологических качеств, свойств личности позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении).
Необходимые компетенции:
• пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии - ОК -1
• профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет - ОК -12
• использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации - ОК -13
• овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - ОК -15
• прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях - ПК-7
• пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности - ПК-10
• реализации интерактивных
методов, психологических технологий,
ориентированных на личностный рост сотрудников
и охрану здоровья индивидов и групп -
ПК-23
5) Психологическое консультирование (создание условий для понимания человеком самого себя и значимых других, для принятия решений о том, что делать и как к этому относиться).
Необходимые компетенции:
• восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей - ОК -7
• нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них - ОК -8
• овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией - ОК -11
• выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам - ПК-5
• ассистированию
деятельности магистра или специалиста-психолога
при осуществлении психологического вмешательства
и воздействия с целью оптимизации психического
функционирования индивида, группы, сообщества
в различных сферах жизнедеятельности Научно-
• анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах - ПК-21
• проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса - ПК-22