Ецифика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:10, реферат

Краткое описание

опрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее "забытой и проклятой" отечественной религиозно-идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 29.31 Кб (Скачать файл)

 В философско-правовом  ракурсе русская мысль, тесно  связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), выступила с обоснованием прав  и свобод личности, обратив внимание  на неуважение к ним как  особую черту русской истории  и обыденного сознания россиян.  Вместе с тем русская мысль  и в XX в. искала иного синтеза  индивидуального и общественного,  чем тот, который предлагался,  с одной стороны, западным индивидуализмом,  а с другой, коммунистическим  коллективизмом. В поисках такого  синтеза правомерно усматривать  шестую особенность русской философии  конца XIX — начала XX в.  

 Вопрос о специфике  русской философии был интегральной  частью тех проблем, которые  еще со времен П. Чаадаева  и В. Соловьева входили в  тему "русская идея". Речь шла  о так важном и сегодня процессе  самосознания, самоидентификации россиян  и, в частности, тех, кто принадлежит  к русской нации в узком  смысле этого слова. (Далее проблематике  русской идеи, как она исследовалась  в философии России серебряного  века, будет посвящена специальная  глава.) К чести отечественных  философов надо отметить, что  они сделали сложную проблему  русского менталитета, русского  духа, русской культуры предметом  глубокого исследования, по большей  части не впадая в крайности истерического, демагогического национализма или отрицания национальной самобытности. В столь пристальном внимании к данной теме можно видеть еще одну (седьмую) особенность русской философии. Специфика российской культуры в целом, русской философии, в частности, усматривалась в антиутилитаризме, духовности, в интересе к глубинам человеческих переживаний и страданий, к поиску Бога, Правды и Спасения.  

 Подчеркивалось  — и по праву, — что русская  литература, важнейшее достояние  отечественной культуры, по своему  содержанию глубоко философична  и что философская мысль особенно  глубоко связана с ее новаторскими  духовно-нравственными устремлениями.  Правда, видеть в тесном союзе  философии и литературы уникальную  черту именно русской культуры  было бы неверно, ибо на протяжении  своей истории философская мысль  часто выступала в единстве  с литературой, искусством. Достаточно  вспомнить об эпохе Канта, Гёте, Гегеля, Шиллера. Это, однако, не  отменяет того факта, что великая  литература России XIX—XX вв. — вместе  с музыкою, живописью, другими  видами искусства — была питательной  почвой для возникновения и  развития отечественной философии.  Серебряный век, который был  периодом небывалого, стремительного, новаторского развития всех областей  российской культуры, впервые в  истории России стал и периодом  расцвета отечественной философии.  Необходимо добавить, что поиск  некоторых новых форм в искусстве  и литературе дореволюционной  России на десятилетия опередил  и предвосхитил последующее развитие  культуры на Западе (авангардизм,  символизм в музыке, живописи, литературе). Философия в тогдашней культуре  России играла очень заметную  роль. В. Соловьев еще при жизни  стал притягательным центром  для всей российской культуры. Достоевский и Толстой присутствовали  на его лекциях. Его книги,  стихи читала и чтила образованная  Россия. Популярность Бердяева, Ильина, Булгакова, Розанова, возможно, была  несколько меньшей. Но их имена,  сочинения, лекции были широко  известными в России. Российские  мыслители постоянно спорили  — с Достоевским, Толстым, друг  с другом, критиковали западную  философию, подчеркивали значимость  восточной мысли. Итак, до самой  революции (и, по инерции, еще  несколько лет после нее) выдающиеся  философы России работали в  хорошем историческом темпе, не  только не плетясь в хвосте  западной мысли, но и в ряде  случаев опережая ее. Философы  мирового класса, они публиковали  свои работы и за границей, читали лекции в университетах  Европы. В западных философских  лексиконах ко второму-третьему десятилетию XX в. русская философская мысль постепенно стала занимать достойное ее место.  

 Российские философы, завоевавшие авторитет на родине  и в мировой мысли, не только  не почивали на лаврах, но чаще  всего были склонны самокритично  оценивать отечественную философию,  не забывая отметить не только  ее силу, достижения, но и ее  слабости и недостатки. Это относится прежде всего к В. Соловьеву. Чуждый национальной спеси и бахвальства, он резко критически высказался не только об уровне и перспективах, но и о самом существовании "самобытно русской" философии: "...За последние два десятилетия довольно появлялось в России более или менее серьезных сочинений по разным предметам философии. Но все русское в этих трудах вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию, а иногда и совсем ни на что не похоже. Никаких действительных задатков самобытно русской философии мы указать не можем: все, что выступало в этом качестве, ограничивалось одною пустою претензией". В. Соловьев вообще был весьма невысокого мнения о теоретической глубине философии России: "...Русские несомненно способны к умозрительному мышлению, и одно время можно было думать, что философии предстоит у нас блестящая судьба. Но русская даровитость оказалась и здесь лишь восприимчивою способностью, а не положительным призванием: прекрасно понимая и усваивая чужие философские идеи, мы не произвели в этой области ни одного значительного творения, останавливаясь, с одной стороны, на отрывочных набросках, а с другой стороны, воспроизводя в карикатурном и грубом виде те или другие крайности и односторонности европейской мысли".  

 И хотя у сторонников идеи "самобытно русской" философии были свои защитники, в XIX в. им трудно было оспаривать мнение о сильной зависимости российского философствования от западного и об отсутствии в отечественной философии "значительных творений", сопоставимых с произведениями классиков мировой философии. Некоторые видные исследователи вместе с тем по праву подчеркивали, что поиски оригинальной русской философии на путях некоего националистического изоляционизма и категорического противопоставления отечественной и зарубежной мысли вообще абсурдны.  

 В своей работе "Русская идея: основные проблемы  русской мысли XIX века и начала XX века" Бердяев отмечал, что  судьба философии в России  мучительна и трагична. Еще раньше, в статье, помещенной в сборнике "Вехи", он писал, что в  России самостоятельное значение  философии отрицалось, что ее  чаще всего подчиняли утилитарно-общественным  целям. Философия испытывала "давящее  господство народолюбия и пролетаролюбия", поклонения народу, была подавлена духовно, подчинена политическому деспотизму7. Уровень философской культуры, свидетельствовал Бердяев, был в России XIX в. - до В. Соловьева - довольно низким.  

 Положение существенно  изменилось уже в первые десятилетия  XX в., когда, как говорилось ранее,  российское философствование -под несомненным влиянием оригинальных идей В. Соловьева - вступило в самую блестящую пору своего развития. Тогда уже можно было уверенно и предметно говорить о философии как важной составной части культуры России, о специфических особенностях российского философствования, о преобразовании его традиций, поиске новых парадигм на рубеже XIX и XX в. и отношении к философии Запада и Востока. И тем не менее вопрос об объективном, не впадающем и преувеличения анализе роли российской философии со всеми ее оригинальными достижениями и ограниченностями стоит не менее остро и актуально, чем прежде.  

 Из всего ранее обозначенного комплекса проблем, сначала будет выделен ряд собственно философских вопросов и дискуссий (споры о роли и статусе метафизики, единстве гносеологии и онтологии и их Центральной проблематике, об отношении к разуму и рационализму), а затем подробнее освещены (в контексте споров о социальных проблемах России и "русской идее") некоторые социально-философские, этические идеи русских философов. Следует учесть, что о философах России XIX столетия, включая В. С. Соловьева, уже шла речь во второй книге этого учебника. Концепции же и произведения самых крупных российских мыслителей серебряного века станут предметом рассмотрения в специально посвященных им главах данного учебника.

Информация о работе Ецифика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры