Жесты как фактор эффективной деловой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение различных толкований жестов, влияющих на эффективную коммуникацию, для чего были поставлены следующие задачи:
1) выявить особенности невербальных средств в общении;
2) определить значения жестов в коммуникации;
3) составить атлас жестов деловой коммуникации;
4) исследовать особенности восприятия жестов студентами- лингвистами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Жесты в системе эффективной коммуникации…………….5
1.1 Понятие о невербальном общении в социальной психологии…..5
1.2 Значения жестов в общении и их классификации………………..7
1.3 Специфичность применения жестов в деловом общении……...14
1.4 Атлас жестов делового общения…………………………………19
Глава 2. Исследование восприятия жестов в общении студентами лингвистами……………………………………………........................22
2.1 Методы и организации исследования……………………….........22
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………...22
Заключение……………………………………………………………......24
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Даже если Вы волнуетесь, постарайтесь избежать явно выраженной защитной позы, не складывайте на груди руки и не сжимайте судорожно колени. Суета, ерзанье на стуле, верченье в руках карандаша и других мелких предметов - все эти жесты могут выдать вашу нервозность. Держать руки не напряженными и показывать ладони - это один из способов продемонстрировать свою искренность и доброжелательность. Вполне естественно чувствовать некоторое напряжение, и надо дать ему проявиться. Люди, не выказывающие никаких признаков волнения во время важного собеседования, могут также восприниматься, как слишком самоуверенные и не сосредоточенные. [14]

Смотрите на проводящего собеседование, но не пытайтесь «есть его глазами». Постарайтесь держаться непринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, так как можете показаться не внушающим доверия человеком с бегающими глазами. «Постреливание» глазами по сторонам воспринимается как признак хитрости и ненадежности. Реагируйте на слова собеседника в зависимости от общего настроения беседы, но не переусердствуйте как с улыбками, так и с серьезностью.

Вы можете сделать собеседника более восприимчивым и достичь взаимопонимания, используя присущий ему язык жестов. Такое поведение называют синхронным или «позиционным эхом». Это может выражаться в том, что вы также сложите руки, поставите ноги, то есть примите ту же позу, но тут надо быть начеку. Иногда такого рода подражание может привести к результату, прямо противоположному ожидаемому. Преднамеренное отражение жестов поможет лишь в том случае, когда сопровождается положительными и конструктивными сигналами. Например, если работодатель откинулся на спинку стула, и всем своим видом показывает, кто тут главный, копировать его поведение все равно что «щелкать его по носу». И конечно, будет очевидно, что вы «обезьянничаете», если будете воспроизводить позы и движения собеседника подчеркнуто преувеличенно.

Если Вы с чем-то не согласны и хотите отстоять свои права по принципиальным на ваш взгляд вопросам, то делайте более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чем обычно, но не принимайте в этом случае угрожающих поз.

И еще один немаловажный аспект: если в ходе собеседования с работодателем мы совершаем что-то, приводящее нас в смущение и смятение, то большинство из нас лишь усугубляют ситуацию последующей реакцией. В таких случаях мы заливаемся краской, бормочем извинения или пытаемся объясниться, начинаем волноваться, смотрим в пол, покрываемся испариной и производим впечатление человека неискреннего и не заслуживающего доверия. Хотя это вовсе не так. Старая поговорка: «никогда не извиняйся, никогда не объясняйся», конечно, груба, но, тем не менее, если «инцидент» действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание к нему тем, что будете стараться загладить его. Если работодатель огорчит Вас своими выводами в конце вашего с ним диалога, то в большей степени это произойдет не потому, что Вы неудачно выразились или повели себя каким-то странным образом, а из-за того, что Вы потеряли уверенность в себе и он смог это почувствовать.

И перед тем, как привести в боевую готовность весь имеющийся в вашем распоряжении арсенал для достижения поставленной цели, дайте ответ на вопрос: «Можете ли Вы показать, что стоите того, чтобы на Вас поставить?» Помните, что самые логически обоснованные аргументы очень редко прокладывают себе дорогу самостоятельно, особенно если они вступают в противоречие с другими аспектами вашего поведения, и, прежде всего, с языком жестов. Вы должны не только убеждать других, но и убедительно при этом выглядеть. Это означает, что Вам следует добиваться определенного эффекта и стараться обеспечить максимальное соответствие между своими словами и языком жестов.

В этом Вам способно помочь сознание того, что Вы не только проситель, взывающий к доброй воле другого человека, но и сам он может оказаться в выигрыше, приняв вас на работу, и ваша задача помочь ему увидеть свою собственную выгоду.

Итак, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения и мимику, с другой — уметь интерпретировать реакции партнера.

 

1.4 Атлас жестов в деловом общении

Исследования показывают, что для руководителей впечатление, которое создает сотрудник, не менее важно, чем результаты его работы. Вам сложно в это поверить? Тогда вспомните, не встречались на вашем пути люди, которые ничего из себя не представляли, но, тем не менее, работали на достаточно высоком посту?

Огромное количество современных технологий, которые окружают нас, способствуют тому, что мы теряем навыки живого общения. Мы пишем e-mail или говорим по телефону чаще, чем общаемся лично. А значит – и отвыкаем следить за языком жестов. Однако ученые утверждают: то, что вы говорите, значит гораздо меньше, чем то, как вы это говорите.

Вот самые распространенные негативные жесты, которых стоит избегать самому и обращать внимание на их появление у собеседника:

Скрещенные на груди руки означают, что собеседник занимает оборонительную позицию или не заинтересован в том, что вы ему говорите. Чем крепче сжаты руки и чем выше они скрещены на груди, тем ярче выражена его негативная эмоция.

Если собеседник теребит волосы – это выдает его страх, опасение, неуверенность в себе.

Если он постукивает ногой по полу, качает ею – это означает нетерпеливость или желание поскорее закончить ваш разговор.

Постукивание ручкой или карандашом по столу чаще всего означает скуку: вашему собеседнику, очевидно, надоело Вас слушать.

Покачивание на стуле или на каблуках выдает в собеседнике инфантильную личность или означает, что он чувствует себя незащищенным, ему некомфортно находиться в данной обстановке.

Если собеседник, сидя на стуле, принимает слишком расслабленную позу – он создает впечатление слишком ленивого или высокомерного.

Пожимание плечами сигнализирует о том, что ваш собеседник не верит в то, что было сказано, даже если это сказал он сам.

Потирание уха означает, что собеседник колеблется и не может принять окончательное решение.

Если собеседник постоянно прикасается к лицу – это признак нервозности или нечестности.

Если он поворачивает шею из стороны в сторону – это может означать, что он испытывает стресс или флиртует.

Потирание рук означает, что собеседник о чем-то беспокоится.

Что же содействует успешному исходу собеседования? Вот несколько советов:

Соединяете кончики пальцев пирамидой, угол которой направлен вверх, так как этот жест выражает Вашу уверенность. При этом следует остерегаться запрокидывать назад голову, что может говорить об излишней самоуверенности.

Во время собеседования лучше открыто держать на столе или на коленях (все-таки на своих коленях, а не работодателя), а во время жестикуляции тоже стараться повернуть открытую ладонь к собеседнику.

Не прикрывайте рот ладонью. Старайтесь понаблюдать за вашим собеседником, потому что с его стороны такой жест будет означать, что он заподозрил вас в нечестности.

Старайтесь избегать жестов агрессии, потому что они вызывают у собеседника подавленность. Агрессивными жестами считаются все указательные жесты: сжатая в кулак ладонь или вытянутый указательный палец.

Сцепленные в замок пальцы могут выдать негативные намерения человека. Также это может говорить о разочарованности в собеседнике. Ученые нашли взаимосвязь между расположением сцепленных пальцев и степенью негативности. Если такой замок находится вертикально (например, у лица), то с человеком в этот момент трудно договориться. Воздействовать на собеседника легче, если сцепленные пальцы он держит перед собой, а руки лежат на столе, в такой позе он в любой момент готов изменить жест на более позитивный.

 

Более половины всей информации при общении передается невербальным путем: жесты, позы и мимика. Жесты передают наше внутреннее состояния и совершаются нами бессознательно. По телодвижениям, которые совершает человек, можно понять лжет он Вам или нет, как он к Вам относится, к вашим доводам и т.п. Особенно важно понимание языка телодвижений для делового общения, так как от правильной жестикуляции зачастую зависит исход деловых переговоров, совещаний, собеседований. Попытки создать универсальный атлас жестов пока не увенчались успехом, так как наряду с универсальными жестами существуют  и специфичные для той или иной национальности жесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование восприятия жестов в общении студентами-лингвистами

2.1    Методы и организация исследования

Для организации данного исследования мною был выбран такой метод исследования, как анкетирование. Анкетируемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов по различным группам жестов и помогающая выявить особенности интерпретации языка жестов студентами-лингвистами. В данной анкеты ответы не были предложены, т.е. студенты отвечали в произвольной форме и выражали свое собственное мнение по тому или иному вопросу, а не выбирали из предложенных вариантов. Вот список вопросов, на которые отвечали анкетируемые:

1.      Как Вы проявляете свое открытое, положительное отношение к собеседнику?

2.      Что для Вас означает жест «скрещенные на груди руки»?

3.      Какую информацию можно узнать о человеке по его жестикуляции?

4.      Какие жесты Вы считаете типичными для политиков?

5.      По Вашему мнению, какие жесты являются типичными для женщин?

6.      Назовите особенности жестикуляции французов.

7.      Какие жесты агрессии Вы знаете?

8.      Что для Вас означает жест «поглаживание подбородка»?

9.      Какие жесты являются для Вас жестами, означающими превосходство?

10. Назовите особенности своей жестикуляции.

 

2.2    Результаты исследования

В данном анкетировании участвовало 20 студентов-лингвистов, средний возраст которых 20 лет, 2 из них юноши и 18 - девушки. Ниже представлена диаграмма результатов анкетирования:

Диаграмма 1. Результаты исследования восприятия жестов студентами-лингвистами

Диаграмма 2. Восприятие студентами «женских» жестов

 

Анализ проведенных исследований показывает, что не все студенты-лингвисты верно интерпретируют жесты, не верно их классифицируют. Лучше всего анкетируемые интерпретировали жесты оценки и размышления, а также закрытые жесты, но не верно интерпретировали жесты агрессии и негатива.

Заключение

Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальный язык деловых людей.

В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет и др.).

Ни один из деловых людей, занятых в сфере бизнеса и предпринимательства, в современном мире не может обойтись без деловых контактов, без общения с персоналом собственной фирмы и торговыми партнерами, с представителями официальных властей, работниками правовых или судебных органов, с агентами или контрагентами. В свою очередь общение и взаимодействие людей требует определенных навыков и знаний из области психологии.

Психологическое влияние партнеров друг на друга в любой ситуации может происходить различными способами. Согласно исследованиям психологов, большая часть информации (до 80% по различным источникам) передается невербальными средствами выражения. Таким образом, считывая невербальную информацию собеседника и умело подчеркивая (или скрывая) собственную, мы получаем уникальную возможность добиться успеха в деловой сфере и сфере личных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Куницына В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебник для ВУЗов. / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  – СПб: Питер, 2002. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

2.      Степанов С.С. Язык внешности [Текст] / С.С. Степанов – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с. – (Серия «Психологический бестселлер»).

3.      Шевчук Д.А. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с. – (Среднее профессиональное образование).

4.      Гойхман О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 271 с.

5.      Непряхин Н.Ю. Гни свою линию: приемы эффективной коммуникации [Текст] / Н.Ю. Непряхин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 138 с. – (Серия «Мастерство работы со словом»).

6.      Кузин Ф.А. Культура делового общения [Текст]: практическое пособие / Ф.А. Кузин. – 5-е изд, перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2004. – 320 с..: ил.

7.      www.gender-cent.ryazan.ru/bazhenova.htm

8.      www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ZHESTOVAYA_KOMMUNIKATSIYA.html

9.      Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты [Текст] / А. Пиз. – Воронеж: НПО «Модэк», 1992. – 218 с.

10. Петрова Е.А.  Жесты в педагогическом процессе: пособие [Текст] / Е. А. Петрова. - М.: Педагогическое общество России , 1998. – 222 с., ил.

11. Штангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни [Текст] / А. Штангель. – М.: Прогресс, 1986. – 206 с.

12. Щекан Г.В. Как читать людей по их внешнему облику [Текст] / Г.В. Щекан. – Киев: Украина, 1992. – 237 с.

13. Романов А.А. Социокультурные и психологические аспекты коммуникации // Международная конференция: «Психология общения: Социокультурный анализ». Материалы конференции. – Р н/Д, 2003. – С. 270-272.

Информация о работе Жесты как фактор эффективной деловой коммуникации