Задачи кабинета практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:12, реферат

Краткое описание

Кабинет практического психолога - специфичное помещение, которое с одной стороны функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка», а также критериям функционального комфорта.

Вложенные файлы: 1 файл

кабинет психолога.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

 При организации кабинета  практического психолога важно  учитывать и психологическое  воздействие цвета двери в  кабинете. Дверь является важной  частью помещения и почти всегда  вызывает определенные психологические  ассоциации. В зависимости от  цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти  в помещение или, наоборот, не  располагают к этому. Окраска  двери может сливаться со стенами  или рельефно выступать из  их плоскости. Дверь, окрашенная  в теплые тона, подчеркивает большую  замкнутость и отграничения от  соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона. Отрицательные  эмоции и нежелание их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет, окрашенные в веселые цвета – повышают настроение. Таким образом, подход к цветовому оформлению помещений и кабинета практического психолога должен быть совершенно разным [1].

 

4. Организация пространства в кабинете психолога

 

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно для освоения и так называемой «детской территории» в психологическом кабинете.

Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, отделенную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КПП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, что способствует снятию усталости и восстановлению работоспособности на сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах неблагоприятных экологических воздействий, а также испытавших травматический стресс.

Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования кабинета школьного психолога, основным контингентом  которого являются учащиеся различного возраста, дошкольники, их родители, воспитатели и учителя [1].

 

Заключение

 

На сегодняшний день, к сожалению, возможности образовательных учреждений чаще всего не могут в полной мере удовлетворить идеальные требования к рабочему месту психолога в системе психологической службы образования. Если исходить из требований к психологической службе в образовании, то кабинет психолога должен состоять из нескольких комнат, имеющих различную функциональную нагрузку. Как правило, в реальности учреждение может выделить для работы психолога только одно помещение. Тем не менее, как показывает практика, есть такие образовательные учреждения (и школьные, и дошкольные), где кабинет психолога включает в себя два, три и даже четыре помещения.

Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.– 383с.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил.

  1. М.В. Зиновьева, Источник: Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №0 2011 год http://www.kakprosto.ru/kak-34067-kak-oformit-kabinet..

 

 


Информация о работе Задачи кабинета практического психолога