Закономерности развития мотивационной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Мотивационный блок психологической структуры готовности к обучению в школе реализуют побудительную функцию, обеспечивая активизацию и направленность реальной деятельности. В то же время мотивационные механизмы наряду с функциональными и операционными входят в структуру когнитивных и игральных психических качеств, обеспечивая их функционирование целостной структуре деятельности. Поэтому развитие мотивационной сферы и мотивов учебной деятельности составляет одно из важнейших направлений развития детской индивидуальности и формирования психологической готовности к обучению в школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Закономерности развития мотивационной сферы.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

В работах А.Н.Леонтьева раскрываются общие закономерности формирования новых мотивов и, следовательно, новых видов деятельности результате смещения мотива на цель деятельности подчеркивается, что генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Их совпадение есть явление вторичное и  обусловлено развитием деятельности. При этом: в одном случае приобретает самостоятельную побудительную силу и тем самым становиться мотивом; в другом - осознание мотивов превращает их в мотивы цели. И в том, и в другом случае имеет место сдвиг мотива на цель.

Те или иные эмоциональные переживания  являются обязательным компонентом  любого мотива, именно они придают  ему форму побуждения и активности. Цель деятельности приобретает побудительную силу и превращается в мотив деятельности в том случае, когда она осознается ребенком и вызывает у него определенные положительные эмоции, то есть когда она становится ему интересной. Следовательно, один из путей формирования новых мотивов деятельности заключается в том, чтобы цели (задачи), которые взрослый предлагает ребенку, становились для него интересными, то есть - были осознанными и привлекательными для него. Это очень важно учитывать на ранних стадиях формирования учебной деятельности. Первоначально учебные задачи включаются в игровую или продуктивную деятельность ребенка. На этой стадии собственно учебные мотивы еще не сформированы, ребенка привлекают не учебные, а игровые или практические задачи. Затем постепенно под руководством взрослого познавательные (учебные) задачи выделяются и осознаются ребенком как самостоятельные: он начинает испытывать удовольствие от решения интеллектуальных задач и отдает им предпочтение, в отличие от задач игрового и практического характеров; получает удовольствие от того что научился делать то, что раньше не умел, от того, что самостоятельно справился с новой него задачей. Таким образом зарождаются учебно-познавательные мотивы - важнейший компонент психологической структуры готовности к обучению. В другом случае, когда ребенок принимает осознанное решение выполнить те или иные действия, происходит обратный процесс. Нередко родители первоклассников сталкиваются с тем, что маленькие школьники отказываются дома писать «скучные палочки и  крючочки». Здесь прямой целью, соответствующей мотиву «не хочу делать уроки», является отказ выполнять упражнение. Как правило, в этой ситуации наряду с объяснением важности и необходимости выполнения задания родители обещают ребенку, что после его выполнения он получит что-то привлекательное для него – пойдет гулять, будет играть с любимой игрушкой и т.п. Под влиянием взрослых, в результате обсуждения и убеждения происходит осознание мотива, это, в свою очередь, приводит к принятию новые цели и способов ее достижения. Ребенок понимает, что избежать непривлекательного для него занятия нельзя, но после его выполнения он сможет заняться интересным делом. Письмо «палочек и крючочков» становится его целью. В данном действия ребенка побуждаются не интересом (если, конечно, не превращает эти действия в игру), а сознательной целью. В этом случае деятельность побуждается осознанным намерением. Следует отметить, что выполнение действий, не подкрепленных непосредственным интересом, требует интенсивных волевых усилий и предполагает достаточно высокий уровень развития произвольности деятельности. В старшем дошкольном возрасте такая мотивация деятельности уже возможно и у некоторых детей достаточно развита. В целом же возможности выполнения деятельности на основе принятого намерения в этом возрасте еще ограничены в силу того, что круг доступных пониманию ребенка задач еще узок. Создание условий для осознания ребенка целей своей деятельности - второй путь формирования учебных мотивов в старшем дошкольном возрасте.

А.Н.Леонтьев предложил различать  мотивы знаемые (понимаемые) и мотивы реально действующие. Было установлено, например, что на вопрос «зачем нужно  ходить в школу?» старшие дошкольники  и нередко учащиеся I-II классов называют то мотив, который чаще всего указывался взрослыми. Например: «надо ходить в школу, чтобы научиться читать и писать», «чтобы стать умным» и т.п. Это известные ребенку мотивы, которые он слышал от окружающих, которые он знает. При этом реально действующими в учебной деятельности детей оказываются другие мотивы: стремление получать высокую оценку, интерес к новой ситуации и школьной атрибутике, стремление к новой социальный роли школьника и другие. Эти мотивы могут не осознаваться ребенком, но именно они является реальными побудителями его деятельности.  Превращение мотивов «знаемых» в «реально действующие» - одна из важнейших задач подготовки к школьному обучению.


Информация о работе Закономерности развития мотивационной сферы