Защитные механизмы по З. Фрейду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Вопрос защитных механизмов очень актуален в наше время т.к. в обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным эффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения - стрессы и фрустрации

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3стр.
1.Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда………..…5 стр.
2. Механизмы защиты по З. Фрейду…………………………………….…8стр.
3. Сравнение понятия «психологические защиты» в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса………………………………………………………….……..13стр.
Заключение……………………………………………………………...……15стр.
Библиографический список…………………………………….…………..17стр.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ (психология).doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

1)они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также отметить, что люди редко используют какой-либо один механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.
Фрейд выделял следующие защитные механизмы:
       Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.
       Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно лимитировать использование энергии для более адаптивного, направленного на свое развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм, но самый неэффективный, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.
       Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, показывает примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Классический пример проекции - студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора зато, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

      Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример -- ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается немаловажно менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.
      Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой -- это исказить реальность и, таким образом, не дать в обиду самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит полностью разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды ещё не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому леди ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.
     Реактивное образование. Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; далее на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно приметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, леди, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может более того активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.
     Регрессия - ещё один прославленный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, ребяческий лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.
       Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим вероятность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было проявлять посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить поставленную проблему, или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую дело -- такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом леди с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может показывать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет дарить общественно полезный результат.
     Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры. Благодаря ей одной, сублимации, стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни. Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что случилось неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочка изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все ещё жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда медик пишет пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

  Фрейд выделял сублимацию, как положительный защитный механизм, а регрессию, как отрицательный. Нужно отметить, что защитные механизмы действуют положительно, только, если ими не злоупотреблять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сравнение понятия «психологическая защита» в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса.

     Психологическая броня - система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) позитивного состояния субъекта. Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго. Более того, чем более результативно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности. В психоанализе психологические защиты играют и отрицательную и положительную роль. С одной стороны они помогают человеку избежать некоторых психических расстройств таких как истерия, помогают пережить чувство тревоги. Защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний.
     С иной стороны, при частом или же долговременном использовании, психологические защиты наносят, вреди психике человека.
      В концепции Роджерса психологическая броня играет только лишь отрицательную роль. Так как личность не пребывает в конгруэнтном состоянии, т.е. реальная реальность не пребывает в равновесии с истинными чувствами и выражением их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Они развиваются как специальные средства социально-психологической адаптации и предназначены для совладания с эмоциями различной модальности в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживания и непосредственного выражения. Механизмы защиты предотвращают развитие внутриличностного конфликта между первоначальной эмоцией и эмоцией страха или его производных. Механизмы защиты обладают свойствами смежности, полярности и интенсивности и различаются по критерию примитивности - сложности в зависимости от времени образования в онтогенезе и участия сознания в актуальном функционировании; а соответствующее защитное поведение -- по критерию конструктивности - деструктивности в зависимости от соответствия социальным ожиданиям.
      Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
1)они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; 
2)они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

    Следует также отметить, что люди редко используют какой-либо один механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги. Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С иной стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный срок и, по сути, заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом. Психологическая броня, искажая реальность с поставленной задачей сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее поставленная проблема достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности. По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая броня, временно позволявшая личности иллюзорно-положительно понимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

 


Библиографический список.

 

1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии., 1969 №2.-345с.

2.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4.-450с.

3.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи 1990,

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989, -.456с.

5. Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М. Просвещение, 1990.-280с.

6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.:Издательский центр «Академия", 2001. - 544 с.
7. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, - издательский центр "Талант" , 1996. - 144с. 
8. Сталеренко Л.Д.Основы психологии. 17-е изд.Учебное пособие.- Ростов н/Д : феникс, 2007. - 672с.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. 608 с. -- (Серия "Мастера психологии").

 

15

 



Информация о работе Защитные механизмы по З. Фрейду