Зигмунд Фрейд о художественном творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма. По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду».

Вложенные файлы: 1 файл

Фрейд.docx

— 33.44 Кб (Скачать файл)

«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо.

Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в  возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и  единобожие». В этой книге Фрейд  утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма. По словам  Фрейда,  таково  происхождение  единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду». В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.

Фрейд жил в венском гетто - Леопольдштадте - с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом. В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.

В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым  серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении. За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и  последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах. 23 сентября 1939 года Фрейд умер».

Гарри Уэллс, Павлов и Фрейд, М., «Издательство иностранной литературы», 1959 г., с. 317-318.

Так как искусство и  эстетическое отношение к миру тесно  связаны с психологическими процессами, то открытия в области психологии совершили существенное влияние на формирование нового видения науки эстетики конце XIX - нач. XX веков. Зигмунд Фрейд связывал чувства и фантазию человека со сферой бессознательного ("Оно"). Наряду с бессознательным Фрейд анализирует роль и значение сновидений в процессе характеристики творчества конкретных художников, а также при объяснении художественных образов и сюжетных линий конкретных произведений (например, Леонардо да Винчи. Один из учеников Фрейда - Альфред Адлер ввел понятие "компенсация" и объяснил талантливость или гениальность отдельных художников как преодоление неполноценности, стала результатом определенных моральных или физических травм. Источник творчества Фрейд видел и в том, что в душе художника существуют "неудовлетворенные желания" (как правило - это желание возвеличить собственную личность, или эротические).

Жажда славы, любви заставляет человека становиться на путь художественного  труда. По пункту психоаналитической эстетики задачи художника заключается в  том, чтобы раскрепостить фантазию и создать "искусственный мир", "сон наяву". Успех художника  в этом случае зависит от того, насколько  он способен в процессе творчества "успокоить" свою душу, найти облегчение от психологической разгрузки и  задеть при этом аналогичные бессознательного проявления психики потребителя  художественного произведения. Процесс  творчества, по мнению Фрейда, идет по пути от фантазии к реальности.

ПСИХОАНАЛИЗ (или фрейдизм) субъективно-идеалистическое учение (основателем которого является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд), ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы. Психоаналитическая эстетика — одна из самых популярных в западных странах. Ее методы и результаты исследования искусства обусловлены фрейдистской концепцией личности. Основное ее ядро — учение о бессознательном, которое якобы определяет все формы поведения и деятельности человека, в том числе и художественное творчество. Содержание бессознательного сводится к сексуально-агрессивным комплексам, а сознание подчиняется ему, маскируя влечения бессознательного в социально приемлемые формы, например образы искусства.

Ученики и последователи  Фрейда К. Юнг, О. Ранк, Г. Сакс, Э. Фромм, Э. Крис, Ф. Александер и др. далее развивают психоанализ, модифицируя его основные положения применительно к различным проблемам искусства и с учетом изменения социальной и культурной ситуации в современном западном обществе. В настоящем ее виде психоаналитическая эстетика специализируется главным образом в четырех областях. Это в первую очередь теория художественного творчества, включающая психологию художественного творчества и исследование детства художника (в котором формируется, по учению Фрейда, «эдипов комплекс» — энергетический источник творчества). Основной целью этой теории является определение специфики проявления «эдипова комплекса» в зависимости от психологических особенностей художника и условий его жизни.

К ней примыкает психоаналитическая теория художественного восприятия и роли искусства в жизни человека. Она в основном сводится к рассмотрению искусства как средства изживания ситуаций в искусстве, которые являются символическим изображением вариантов «эдипова комплекса». История мирового искусства изображается психоаналитиками как история все более и более завуалированного выражения этого комплекса (от непосредственно данного в «Эдипе-царе» Софокла и до зашифрованного, например, в «Гамлете» Шекспира или в «Братьях Карамазовых» Достоевского). Психоаналитическая трактовка мирового искусства составляет третий весьма обширный раздел фрейдистской эстетики.

И, наконец, последней областью реализации фрейдистской методологии в искусстве является психоаналитическая интерпретация художественного произведения, так сказать, психоаналитическая художественная критика. Если в отношении классического искусства прошлого надуманность и неправомерность фрейдистских изысканий вполне очевидны, то при анализе произведений современного буржуазного искусства психоанализ зачастую помогает понять содержание и художественный метод этих произведений. Дело в том, что психоаналитическая концепция личности, которая отразила некоторые психологические черты современного человека в условиях западного общества, многими западными писателями, драматургами, художниками, кино- и телережиссерами была некритично воспринята как последнее слово в науке о человеке. Отсюда их стремление показать бессознательное в человеке как основное содержание его внутреннего мира и поиски адекватных этому художественных средств. Влияние фрейдизма на западное искусство привело к определенной переориентации этого искусства, преувеличению роли смутных, неосознаваемых стремлений человека. А это, в свою очередь, приводило к разрушению образной природы искусства (поток сознания, сюрреализм, абстракционизм и др.).

Структура психики по Зигмунду Фрейду

Путь: Главная → Лекции (продолжение) → Эстетика →

 Модель психической  структуры личности сложилась  в пси­хоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотера­певтической практики. На ее сущностное и мировозренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности 2.

2 См.: Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 285-286.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою  в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем - соз­нательного и бессознательного - характерна постоянная напря­женная борьба, определяющая функционирование всей психи­ческой жизни человека. Результатом этой борьбы выступает ка­ждый душевный акт и человеческий поступок.

При этом необходимой и  крайне важной составной частью психической  структуры является система бессознательного.

Именно она, по утверждению  Фрейда, служит источником всех психических  сил и энергий личности. В статье "Некоторые за­мечания относительно понятия бессознательного в психоанали­зе" Фрейд предложил для обозначения этой системы использо­вать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust - бессознательное) '.

 

' См.: Зигмунд Фрейд, Психоанализ  и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 34.

 

Позднее в работе "Я  и Оно" эта система по­лучила обозначение "Оно".

 

Что же представляет собой  бессознательное?

Прежде чем дать его  определение, Фрейд делает замечание, что "психическое " и "сознательное" - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличест­вуют очень интенсивные  скрытые представления, присутствие Которых человек не замечает и не осознает, но он проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Для практики делового общения  это замечание Фрейда пред­ставляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед не­которыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут Свидетельствовать о некоторой неискренности его вербальных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов которые проявляет  наше психическая деятель­ность" 2,

2 См.: Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 32

Фрейд выделяет такие его  важнейшие особенности, как:

1) оно - несловесное (невербальное);

2) "оно никогда не  умирает", не теряет своей динамической

силы и энергии;

3) ему закрыт прямой  доступ в сознательное;

4) по динамике своего  образования бессознательное, есть  вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования  отличаются от законов сознательной  деятельности; бессознательное "как  бы не обраща­ет внимание" на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет "все всевременно", - сразу прошлым, настоящим и будущим.

По своему содержанию бессознательное  представляет внут­реннюю стихию психических процессов, "кипящий котел" ин­стинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоцио­нальных переживаний и даже целостные их группы - комплексы.

Решающую роль в образовании  комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознатель­ного. Представляя собой психические элементы внутренних раз­дражении организма, имеющих соматический (телесный) харак­тер, влечения подразделяются на две группы:

влечения "Я" цель которых - самосохранение индивида;

сексуальные влечения (libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут нико­гда не угасающую жизнь в его психике. На основе влечений, и в особенности инфантильных влече­ний сексуального характера, происходит формирование ком­плекса Эдипа 1,

1 Комплекс Эдипа восходит  к античному мифу о царе  Эдипе, который убивает отца  и женится на матери. В учении  Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

учение Фрейда о котором - одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого пер­вого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа (или эдипова комплекса).

Положение Фрейда о ведущей  роли эдипова комплекса в пси­хической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифферен­циация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер - мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эф­фекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология  влечений в процессе психо­терапевтической практики подверглась им существенной корректи­ровке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более рас­ширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет со­бой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохране­нию во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолже­ние рода - или в виде целостности организма. Весь физиологиче­ский процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

 

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Это новое предложенное Фрейдом  деление влечений, отра­зило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немец­кого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана . 1

1 См.: Волошин В. Фрейдизм/ / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 297.

Теперь и само бессознательное  как система психической структуры  обогащается в психоанализе Фрейда качественно но­выми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, тем­ным аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

Информация о работе Зигмунд Фрейд о художественном творчестве