Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:30, реферат
Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма. По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду».
«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо.
Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма. По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду». В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.
Фрейд жил в венском гетто - Леопольдштадте - с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом. В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.
В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении. За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах. 23 сентября 1939 года Фрейд умер».
Гарри Уэллс, Павлов и Фрейд, М., «Издательство иностранной литературы», 1959 г., с. 317-318.
Так как искусство и эстетическое отношение к миру тесно связаны с психологическими процессами, то открытия в области психологии совершили существенное влияние на формирование нового видения науки эстетики конце XIX - нач. XX веков. Зигмунд Фрейд связывал чувства и фантазию человека со сферой бессознательного ("Оно"). Наряду с бессознательным Фрейд анализирует роль и значение сновидений в процессе характеристики творчества конкретных художников, а также при объяснении художественных образов и сюжетных линий конкретных произведений (например, Леонардо да Винчи. Один из учеников Фрейда - Альфред Адлер ввел понятие "компенсация" и объяснил талантливость или гениальность отдельных художников как преодоление неполноценности, стала результатом определенных моральных или физических травм. Источник творчества Фрейд видел и в том, что в душе художника существуют "неудовлетворенные желания" (как правило - это желание возвеличить собственную личность, или эротические).
Жажда славы, любви заставляет человека становиться на путь художественного труда. По пункту психоаналитической эстетики задачи художника заключается в том, чтобы раскрепостить фантазию и создать "искусственный мир", "сон наяву". Успех художника в этом случае зависит от того, насколько он способен в процессе творчества "успокоить" свою душу, найти облегчение от психологической разгрузки и задеть при этом аналогичные бессознательного проявления психики потребителя художественного произведения. Процесс творчества, по мнению Фрейда, идет по пути от фантазии к реальности.
ПСИХОАНАЛИЗ (или фрейдизм) субъективно-идеалистическое учение (основателем которого является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд), ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы. Психоаналитическая эстетика — одна из самых популярных в западных странах. Ее методы и результаты исследования искусства обусловлены фрейдистской концепцией личности. Основное ее ядро — учение о бессознательном, которое якобы определяет все формы поведения и деятельности человека, в том числе и художественное творчество. Содержание бессознательного сводится к сексуально-агрессивным комплексам, а сознание подчиняется ему, маскируя влечения бессознательного в социально приемлемые формы, например образы искусства.
Ученики и последователи Фрейда К. Юнг, О. Ранк, Г. Сакс, Э. Фромм, Э. Крис, Ф. Александер и др. далее развивают психоанализ, модифицируя его основные положения применительно к различным проблемам искусства и с учетом изменения социальной и культурной ситуации в современном западном обществе. В настоящем ее виде психоаналитическая эстетика специализируется главным образом в четырех областях. Это в первую очередь теория художественного творчества, включающая психологию художественного творчества и исследование детства художника (в котором формируется, по учению Фрейда, «эдипов комплекс» — энергетический источник творчества). Основной целью этой теории является определение специфики проявления «эдипова комплекса» в зависимости от психологических особенностей художника и условий его жизни.
К ней примыкает
И, наконец, последней областью реализации фрейдистской методологии в искусстве является психоаналитическая интерпретация художественного произведения, так сказать, психоаналитическая художественная критика. Если в отношении классического искусства прошлого надуманность и неправомерность фрейдистских изысканий вполне очевидны, то при анализе произведений современного буржуазного искусства психоанализ зачастую помогает понять содержание и художественный метод этих произведений. Дело в том, что психоаналитическая концепция личности, которая отразила некоторые психологические черты современного человека в условиях западного общества, многими западными писателями, драматургами, художниками, кино- и телережиссерами была некритично воспринята как последнее слово в науке о человеке. Отсюда их стремление показать бессознательное в человеке как основное содержание его внутреннего мира и поиски адекватных этому художественных средств. Влияние фрейдизма на западное искусство привело к определенной переориентации этого искусства, преувеличению роли смутных, неосознаваемых стремлений человека. А это, в свою очередь, приводило к разрушению образной природы искусства (поток сознания, сюрреализм, абстракционизм и др.).
Структура психики по Зигмунду Фрейду
Путь: Главная → Лекции (продолжение) → Эстетика →
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировозренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности 2.
2 См.: Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 285-286.
Человеческая психика, согласно
Фрейду, включает в себя три области
- системы психического: сознательное,
бессознательное и
При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.
Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе" Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust - бессознательное) '.
' См.: Зигмунд Фрейд, Психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 34.
Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно".
Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его
определение, Фрейд делает замечание,
что "психическое " и "сознательное"
- понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять,
так как в психике человека
наличествуют очень
Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут Свидетельствовать о некоторой неискренности его вербальных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.
Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов которые проявляет наше психическая деятельность" 2,
2 См.: Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 32
Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:
1) оно - несловесное (невербальное);
2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической
силы и энергии;
3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4) по динамике своего
образования бессознательное,
5) законы его функционирования
отличаются от законов
По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, "кипящий котел" инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы - комплексы.
Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:
влечения "Я" цель которых - самосохранение индивида;
сексуальные влечения (libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике. На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа 1,
1 Комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.
учение Фрейда о котором - одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа (или эдипова комплекса).
Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер - мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.
Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолжение рода - или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.
Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.
Это новое предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана . 1
1 См.: Волошин В. Фрейдизм/ / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 297.
Теперь и само бессознательное
как система психической
Информация о работе Зигмунд Фрейд о художественном творчестве