Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:11, реферат
Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты?
Введение 3
Оптико-геометрические иллюзии 4
Иллюзии восприятия движения 7
Иллюзии переработки информации 9
Иллюзии цветового зрения 10
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза 12
Оптическое воздействие цвета 13
Иррадиация 16
Астигматизм глаза 19
Примеры зрительных иллюзий 20
Заключение 27
Содержание:
Введение 3
Оптико-геометрические иллюзии 4
Иллюзии восприятия движения 7
Иллюзии переработки информации 9
Иллюзии цветового зрения 10
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза 12
Оптическое воздействие цвета 13
Иррадиация 16
Астигматизм глаза 19
Примеры зрительных иллюзий 20
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Человек воспринимает большую часть
информации об окружающем мире благодаря
зрению, но мало кто задумывается о
том, как именно это происходит. Чаще
всего глаз считают похожим на
фотоаппарат или телекамеру, проецирующую
внешние объекты на сетчатку, которая
является светочувствительной
Оптико-геометрические иллюзии
Иллюзии - это искаженное, неадекватное
отражение свойств
Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.
Еще один пример оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Понцо
- также иллюстрирует искажения
восприятия размера. Левый
- также иллюстрирует искажения
восприятия размера. Левый
Анализ предложенного
Примером того, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые "невозможные", противоречивые фигуры, картины с нарушенной перспективой "Невозможная" лестница Пенроуза и ее интерпретация в картине Эшера
"Восхождение и спуск" хорошо
это иллюстрирует. Посмотрите на
рис. 5а и ответьте на вопрос:
движется ли человек вверх?
Каждый отдельный пролет
Иллюзии восприятия движения
Если человек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, ему кажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него, причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы, расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе с наблюдателем достаточно медленно. Это явление называется двигательным параллаксом.
Существуют динамические иллюзии, возникающие при использовании этого явления для плоских изображений. На рис. 6 мы видим кружки разных размеров. Но если большие кружки будут быстро двигаться вправо, а маленькие медленно влево, то наблюдателю покажется, что плоская картинка превращается в объемную: большие кружки кажутся нам более близкими, чем маленькие.
Еще одна динамическая иллюзия - автокинетическое движение. Если вы смотрите на светящуюся точку в темной комнате, то можете наблюдать удивительное явление. Эксперимент предельно прост: нужно зажечь сигарету и положить ее в пепельницу. Непременные условия возникновения иллюзии - в комнате должно быть так темно, чтобы, кроме этого светового пятнышка, ничего больше не было видно. При этом взгляд нужно тщательно фиксировать на светящейся точке в течение нескольких минут. Вы, зная, что сигарета неподвижно лежит в пепельнице, через некоторое время вдруг обнаружите, что ее огонек перемещается, совершая размашистые движения, резкие скачки, описывает круги по комнате. Амплитуда движений может быть довольно большой. Причем понимание того, что это - иллюзия, никак не влияет на результаты наблюдения. Гипотезы, объясняющие этот феномен движениями глаз, были опровергнуты экспериментами, в которых одновременно регистрировались движения глаз и отчет наблюдателя о том, в каком направлении перемещается световое пятно. Сопоставление полученных данных показало, что соответствия между реальными движениями глаз и видимым движением объекта не существует.
Но, пожалуй, величайшая зрительная иллюзия - это кино и телевидение. Мы можем смотреть передачи благодаря стробоскопическому эффекту, основанному на одном из важнейших свойств зрительной системы - инерционности. Наблюдателю в течение нескольких секунд предъявляют статичную светящуюся точку в одном месте экрана, а через 60-80 мс показывают ее в другом месте. Человек видит не два разных объекта, вспыхнувших в разных местах, а перемещение объекта из одного положения в другое. Зрительная система интерпретирует последовательные и связанные между собой изменения как движение. Именно благодаря этому эффекту мы видим на экранах не ряд быстро сменяющих друг друга кадров, а единую движущуюся картину.
Известно, что первые шаги кинематографа
сопровождал курьезный эпизод: когда
зрители увидели на экране приближающийся
поезд, они вскочили и с криком
убежали - им показалось, что он несется
прямо на них. Этот феномен называется
лупингом. Если человеку продемонстрировать
световое пятно, которое вдруг начнет
расширяться во все стороны, ему
покажется, что оно движется прямо
на него, а не увеличивает свой размер.
Причем иллюзия будет настолько
сильной, что заставит невольно отстраниться
от экрана, как от объекта, представляющего
угрозу. Нечто похожее можно увидеть,
наблюдая за любителями компьютерных
игр: кто-то наклоняется в сторону,
пытаясь спрятаться от летящих в
него пуль, кто-то отшатывается от несущегося
в него огненного шара. Очевидно,
что в случае, когда нет однозначной
информации об изменении формы объекта,
зрительная система предпочитает увеличение
сетчаточного изображения трактовать
как приближение объекта.
Некоторые иллюзии возникают в связи с
переработкой поступающей информации.
Человек иногда видит мир не таким, каков
он есть на самом деле, а таким, каким хотел
бы его увидеть, поддаваясь сформированным
привычкам, потаенным мечтам или страстным
желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или
другое отличительное качество объекта
среди представленных во внешнем мире.
Это свойство избирательности называется
феноменом перцептивной готовности.
Символ в центре - буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, в центре будет "В" - к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 - к такому решению подтолкнули цифры.
Подобные иллюзии обусловлены
более высоким уровнем
В данном случае речь идет о профессиональных навыках, приобретаемых в процессе деятельности.
Иллюзии цветового зрения.
Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одним из свойств, относящихся к цветному зрению можно считать явление смещения максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному. При сумеречном зрении (низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный, оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый).
Можно указать на ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.
Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: "Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями."
Во-вторых существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "бесконечно прекрасный зеленый цвет".
Гете описывает также явление так называемых "цветных теней". "Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна - прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета."
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепого пятна, Мариотт описывает следующим образом: "Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз".