Изучение детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание методик исследования детско-родительских отношений
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

     К отрицательному уровню родительских отношений  относятся такие типы родительских отношений, как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. 
 
 
 
 
 
 

2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

     В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста.

     Первым  из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.

     Цель  беседы:

     - установить контакт с семьей;

     - получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

     Общий анализ данных выглядит следующим образом:

     90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья – №10) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

     По  количеству детей:

     10% (№4) имеет 3 детей.

     40% (№2, №5, №6, №8) - 2 детей.

     50% (№1,№3, №7, №9, №10) - 1 ребенка.

     Далее для обследования детей был использован тест Р.Бернса и С.Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

     Анализ  рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 10% (1 семья - № 6).

     В качестве примера разберу рисунок ребенка из этой семьи. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях, видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

     К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 60% (6 семей - №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9). В качестве примера рассмотрю рисунок Артёма С. из семьи № 2. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. У ребенка проявляется такая особенность как снижение самооценки – ребенок нарисовал себя дальше от семьи, чем других ее членов.

     К низкому уровню детско-родительских относятся 30% (3 семьи - №№ 1, 7, 10). Рассмотрю в качестве примера рисунок Игоря Р. из формально полной семьи №10. Мальчик изобразил только себя и маму, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, мама занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Папа на рисунке отсутствует. Ребенок выражает большую потребность в общении – в свой рисунок он добавил животного (собаку). Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

     Также привлек внимание рисунок Данилы Ч. из семьи №7. На рисунке изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены. Добавление в рисунок дедушки, проживающего отдельно, говорит о потребности ребенка в общении.

     После того, как дети нарисовали семью, им был предложен ряд вопросов, ответы на которые позволили выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

     - физическое наказание;

     - отсутствие общения с родителями;

     - общение с ребёнком на повышенных тонах.

     По  результатам данной методики, можно сделать следующий вывод: у 6 детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов, либо не рисуют вообще. Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».

     Два ребенка выражают большую потребность  в общении – в свои рисунки  они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними. Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на восьми рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга).  

     Далее родителям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина. Результаты теста-опросника родителей отражены в следующей таблице: 

№ Семья I par II par III par IV par V par
01-ая  семья
Мать 11 баллов

68,35%

5 б.

31,19%

5 б.

86,63 %

6 б.

95,74 %

6 б.

99,83 %

Отец 15 баллов

90,50%

4 б.

9,77%

2 б.

39,06 %

5 б.

83,79 %

1 б.

45,57 %

02 семья
Мать 5 б.

0 %

2 б.

19,22 %

2 б.

39,06 %

2 б.

13 %

1 б.

45,54 %

Отец 4 б.

0 %

2 б.

5,67 %

0 б.

5,76 %

2 б. 

32,13 %

2 б. 

70,25%

3 семья
Мать 14 б

88,60%

3 б.

7,88%

3 б

57,96%

7 б

100%

5 б

96,83%

Отец 9 б

31,01%

6 б

19,22%

3 б

57,96%

1 б

13,86%

3 б

84,81%

4 семья
Мать 4 б

0%

9 б

80,33%

3 б

57,96%

2 б

32,13%

1 б

45,57%

Отец 6 б

0,63%

5 б

12,29%

5 б

86,63%

0 б

4,41%

2 б

70,25%

5 семья
Мать 5 б

0%

5 б

12,29%

0 б

4,72%

1 б

13,86%

1 б

45,57%

Отец 5 б

0%

3 б

7,88%

4 б

74,97%

0 б

4,41%

0 б

14,55%

6-ая  семья
Мать 5 б

0%

9 б

80,33%

1 б

19,53%

1 б

13,86%

1 б

45,57%

7-ая  семья
Мать 13 б

84,17%

8 б

48,92%

3 б

57,96%

6 б

95,74%

2 б

70,25%

Отец 5 б

0%

4 б

9,77%

3 б

57,96%

2 б

32,13%

0 б

14,55%

8-ая  семья
Мать 9 б

31,01 %

7 б

31,19%

2 б

5,67%

4 б

74,49%

1 б

14,55%

Отец 9 б

31,01%

7 б

31,19%

5 б

86,63%

1 б

13,86%

2 б

70,25%

9-ая  семья
Мать 7 б.

3.79%

6 б

19,22%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

2 б

70,25%

Отец 2 б

0,%

3 б

7,88%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

4 б

93,04%

10 семья
Мать 15 б

90,50%

5 б

12,23%

6 б

92,93%

6 б

95,74%

7 б

99,37%

Отец 9 б

31,01%

3 б

7,88%

2 б.

39,06%

3 б

53,87%

1 б

45,57%


     Анализ  полученных результатов  теста-опросника:

     В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр, «авторитарная гиперсоциализация».

     Во 2 семье – V параметр, «маленький неудачник», инфантилизация.

     В 3 семье – V параметр, «маленький неудачник», инфантилизация.

     В 4 семье – III параметр, «симбиоз».

     В 5 семье – IIІ параметр, «симбиоз».

     В 6 семье – II параметр, «кооперация», социальная желательность.

     В 7 семье – IV параметр, «гиперсоциализация».

     В 8 семье – III параметр, «симбиоз».

     В 9 семье – V параметр, «маленький неудачник», инфантилизация.

     В 10 семье – IV параметр, «гиперсоциализация». 

     Общий анализ:

     По I параметру – 0 семей;

     По II параметру одна семья, 10% (семья № 6);

     По III параметру – три семьи, 30% (семьи № 4, № 5, № 8);

     По IV параметру – три семьи, 30% (семьи № 1, № 7, № 10);

     По V параметру – три семьи, 30% (семьи № 2, № 3, № 9).

     Результаты  теста-опросника родителей полностью  соответствуют результатам обследования детей.

     Анализ  выявленных типов родительского  отношения к ребенку позволяет  отметить некоторые особенности  межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается  в том, что в исследуемых семьях, доминирует нейтральный уровень детско-родительских отношений.

     Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен  у 30% семей. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет вторую особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых семей.

     Третьей особенностью является то, что высокий уровень родительских отношений «кооперация» выявлен только у 10% семей.

     Вывод по данной главе:

     Проведенный эксперимент подтвердил теоретические  предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно-характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

     - занижение самооценки;

     - неуверенность в себе;

     - замкнутость;

     - склонность к агрессии как  средству защиты;

     - склонность к асоциальному поведению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

     Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна  – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

     Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих  детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Информация о работе Изучение детско-родительских отношений