Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:20, курсовая работа
Цель работы: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические подходы формирования мотивации учения;
- изучить мотивацию учебной деятельности;
- провести исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков и проанализировать полученные результаты;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности мотивации учебной деятельности
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………..............................................................5
1.2. Основные возрастные характеристики при определении учебной мотивации учащихся…………………………………………………….
1.3. Пути формирования учебной мотивации………………………..................
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности подростков…………32
2.1. Методика проведения исследования………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………….44
Приложение………………………………………………………………………
5. Не справляешься с учебной деятельностью, испытываешь проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Отказываешься следовать тем или иным нормам и правилам поведения.
Приложение 2.
I. Варианты ответов
на вопрос “Необходимые
Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Этот предмет учит разбираться в жизни.
Этот предмет считают значимым мои родители.
Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов
на вопрос “Интересные
Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 3.
Анкета
Ф.И.__________________
Класс __________
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, дальнейшего образования;
в) моего общего развития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) ориентировки в обществе (вообще в жизни); е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не поступление в вуз и будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это надо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учёбе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность; е) хорошие отметки.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г} в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном
процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке...
а) получение информации;
б)получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше;
г) выбрать для себя необходимое;
д) внимательно слушать учителя; е) получить хорошую отметку; ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы, я...
а) обдумываю её, вникаю в условия;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь сделать всё прилежно;
г) выполняю самое сложное сначала;
д) стараюсь сделать её побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия; е) получить отметку «5»; ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен;
б) он мне нужен;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) стараюсь всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они не трудные;
б) когда я знаю, как их делать и у меня всё получается;
в) они мне потребуются;
г) они требуют усердия;
д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий; е) у меня есть настроение; ж) материал или задание интересны; з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает...
а) мысль о будущем;
б) конкуренция и мысли об аттестате;
в) совесть, чувство долга;
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;
д)ответственность; е) родители (друзья) или учителя.
11.Я более активно работаю на уроках, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб меня заметили;
е) изучаемый материал мне нужен.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) моего напряжённого труда;
б) труда учителя;
в) подготовленности и понимания темы;
г) везения;
д) добросовестного отношения к учёбе; е) таланта или способностей.
V
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения и самочувствия;
б) понимания материала;
в) везения;
г) подготовки, прилагаемых усилий;
д) заинтересованности в хороших отметках; е) внимания к объяснению учителя.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю материал;
б) смогу справиться;
в) почти всегда;
г) не будут ругать за ошибку;
д) твёрдо уверен в своих успехах; е) довольно часто.
15. Если какой-либо
учебный материал мне не
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи других;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться ,во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что пойму потом; е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.
VI
16. Ошибившись в выполнении задания, я...
а) делаю его снова, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи;
г) приношу извинения;
д) продолжаю думать над заданием; е) бросаю это задание.
17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я...
а) обращаюсь за помощью;
б) бросаю его;
в) думаю и рассуждаю;
г) не выполняю его, потом списываю;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь и откладываю его.
18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют...
а) большого умственного напряжения;
б) слишком лёгкие, не требуют усилий;
в) зубрёжки и выполнения по «шаблону»;
г) не требуют сообразительности (смекалки);
д) сложные и большие;
е) неинтересные, не требуют логического мышления.
Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности учащихся