Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работаю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

ГЛАВА № 1: Методология исследования в психосоциальной
сфере ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА № 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.
2.1. Объект исследования ......................................................................... 13
2.2. Использованные методики и процедура исследования ................... 14
2.3. Обработка полученных данных ............................................................17
2.4. Результаты количественного анализа ................................................ 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 23
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................…24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая магистратура.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Тесты достижений предназначены для оценки уровня овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо конкретной деятельности и используются преимущественно  в сферах обучения и профотбора. По типу задания различают тесты  действия, письменные и устные тесты.

Рассмотрим  отдельно проективные тесты. В рамках проективного диагностического подхода получение информации основано на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его слабой структурированности и неопределенности объектом проекции. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа проекции, называются проективными (прожективными). Понятие проекции для обозначения этих методик впервые было использовано французским психологом Л.К. Франком в 1939 г. и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, став общепринятым.

Тестирование  с помощью проективных методов  имеет следующие наиболее общие  особенности. В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации. При этом предполагается, что чем слабее он структурирован, тем выше степень проекции: «Субъект, поглощенный попытками интерпретировать вроде бы ничего субъективно не значащий материал, не замечает, как раскрывает свои волнения, страхи, желания и тревоги. Таким образом значительно снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем». Немаловажным достоинством многих проективных методик является то, что ответы испытуемых не обязательно должны даваться в вербальной форме (как в случае с опросниками), что позволяет использовать их в работе и со взрослыми, и с детьми.

 

Стандартизация, надежность и валидность теста

 

Рассмотрим понятия стандартизации, надежности и валидности теста с позиций классической эмпирико-статистической теории. В соответствии с этой теорией конструирование тестов для изменения психологических свойств и состояний основано на шкале интервалов. Измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным. Предполагается также, что распределение совокупности людей, обладающих данным свойством, описывается кривой нормального распределения.

Надежность  теста. Если тест проводить много  раз, то среднее значение будет характеристикой «истинной» величины параметра. Под надежностью теста принято понимать устойчивость результатов к воздействию случайных факторов, внешних и внутренних. Наиболее часто проводится оценка ретестовой надежности. Чем теснее коррелируют результаты начального и повторного (обычно отсроченного на несколько месяцев) проведения теста, тем он надежнее.

Валидность  теста. Проблеме валидности в классической теории теста уделяется много  внимания, однако теоретически она  никак не решается. Валидность означает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен. Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше другие переменные (в том числе внешние), тем тест валиднее. Тест валиден (и надежен), если на его результаты влияет лишь измеряемое свойство. Тест невалиден (и ненадежен), если результаты тестирования определяются влиянием нерелевантных переменных.

Стандартизация  теста заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Стандартизация предполагает преобразование нормальной или искусственно нормализованной шкалы первичных оценок в шкальные оценки. Тестовые нормы, полученные в ходе стандартизации, представляют собой систему шкал с характеристиками распределения тестового балла для различных выборок. Они не являются «внутренними» свойствами теста, а лишь облегчают его практическое применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Изучение  эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптациеи у педагогов, работающих с девиантными детьми.

 

Цель: изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптациеи у педагогов, работающих с девиантными детьми.

     Объект исследования: педагоги, работающие в ГБУ “Социальный приют для детей и подростков” г. Тверь. В эксперименте участвовал 30 человек.

    Предмет исследования: уровень социально-психологической адаптации, эмпатия и направленность личности как индивидуально-типологические  качества педагогов.

    Задачи исследования:

  1. Подбор комплекса психодиагностических методик, которой являлся бы достаточно надежным и валидным для решения поставленных в работе задач.
  2. Выявление особенностей мотивационной сферы педагогов, работающих с девиантными детьми.
  3. Выявление степени адаптированности педагогов, работающих в государственном бюджетном учреждении «Социальный приют для детей и подростков» г. тверь.
  4. Выявление уровня развития такого свойства личности как эмпатия, важнейшего для работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.
  5. Обработка и анализ полученных данных

      Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень развития эмпатических способностей  взаимосвязан с направленностью личности и со степенью социально-психологической адаптации  у педагогов, работающих с девиантными детьми.

 

 

2.2. Использованные методики

 

      Достоверность исследования  обеспечивалась подбором надежных  и валидных методик, адекватными  способами статистического сбора  данных.

   Для решения поставленных эмпирических задач наиболее удачными представляются следующие тесты:

    В.В. Бойко предложил  опросник для выявления уровня  эмпатических способностей:

  1. Рациональный канал эмпатии: характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного  отражения партнера. В рациональном компоненте не следует искать логику и мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
  2. Эмоциональный канал эмпатии: фиксируется способность  эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать  возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
  3. Интуитивный канал эмпатии: свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее   зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
  4. Установки, способствующие или препятствующие  эмпатии: облегчают или  затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих.
  5. Проникающая способность в эмпатии: расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
  6. Идентификация: еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

       “Ключ” для  обработки результатов:

  Рациональный канал эмпатии: «да»1, 7, 19, 25; «нет» 13, 31

 Эмоциональный канал эмпатии:  «да» 8, 20, 32; «нет» 2, 14, 26

Интуитивный канал эмпатии: «да» 9, 15, 21, 27; «нет» 3, 33

 Установки, способствующие или  препятствующие  эмпатии: 

 «да» 4; «нет» 10, 16, 22, 28, 34

Проникающая способность : «да» 5; «нет» 11, 17, 23,29,35

  Идентификация: «да» 6, 12, 18, 30; «нет»  24, 36

   Методика диагностики направленности личности В. Басса:

С ее помощью выявляются следующие направленности личности:

  1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддержать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность  привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

 Из ответов  на каждый  из пунктов необходимо выбрать  тот, который лучше всего отражает  точку зрения, а затем тот, который дальше всего отстоит от точки зрения. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого  вида направленности отдельно.

«Я» - а,б,а,в,б,в,в,а,в,а,б,б,в,а,б,а,а,а,а,в,б,б,в,б,а,в,б

«О» - в,в,в,б,а,а,б,б,а,в,в,а,а,в, в,в,в,б,б,б,а,а,а,в,в,а,а

«Д» - б,а,б,а,в,б,а,в,б,б,а,в,б,б,а,б,б,в,в,а,в,в,б,а,б,б,в

   Опросник СПА (социально-психологическая  адаптация), разработанный К. Роджерсом  и  Р. Даймондом – диагностирует  успешность социально-психологической адаптации  личности.

   Оценка идет по шкалам:

  1. Адаптивность (4,5,9,12,15,19,22,23,26,27,29,33,35,37,41,44,47,51,53,55,61,63,67,72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98)

Дезадаптивность     (2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,42,43,49,50,54,59,60,64,69,71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100)

  1. Приятие себя (33,35,55,67,72,74,75,8,88,94,96)

     Неприятие себя (7,59,62,65,90,95,99)

  1. Приятие других (9,14,22,26,53,97)

     Неприятие других (2,10,21,28,40,60,76)

  1. Эмоциональный комфорт (23,29,30,41,44,47,78)

     Эмоциональный дискомфорт (6,42,43,49,50,83,85)

  1. Внутренний контроль (4,5,11,12,19,27,37,51,63,68,79,91,98,13)

     Внешний контроль (25,36,52,57,70,71,73,77)

  1. Доминирование (58,61,66)

Ведомость (16,32,38,69,84,87)

  1. Эскапизм (17,18,64,86)

2.3. Процедура  исследования и обработка полученных данных

    Встреча с испытуемыми  (педагогами государственного бюджетного учреждения “Социальный приют для детей и подростков” г. Тверь) проводилась три раза. Тестирование носило групповую форму работы. В первый раз им предъявлялся опросник Бойко В.В, во второй – опросник СПА, в третий – методика Б.Басса. Данная стратегия исследования была использована из-за большого количества вопросов и возможного переутомления. Испытуемым зачитывалась инструкция, а затем раздавались бланки с вопросами.

   Была составлена таблица стандартизированных данных для всей выборки испытуемых (приложение 4), было исследовано 17 параметров. В данной таблице под номерами 1-7 представлены результаты методики В.В. Бойко,  под номерами 8-10 стоят данные, полученные с помощью опросника Б.Басса, цифры 11-17  отражают результаты, полученные при помощи методики СПА.

   Для дальнейшей  обработки таблица стандартизированных  данных была внесена в компьютер.

    Для  всех параметров нашего исследования  были рассчитаны средние значения и  среднеквадратические отклонения (приложение 5).

По полученным данным представлено визуальное изображение  процентного соотношения результатов, входящих в область возрастной  и групповой норм, и выходящих  за ее границы. Отражены такие параметры как уровень развития эмпатии, направленность личности и 7 параметров, предлагаемые как составляющие части  социально-психологической адаптации.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Столбиковая гистограмма: Процентные показатели уровня развития эмпатии (в сравнении  с возрастной нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми

 

 

 

 

 

Информация о работе Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работаю