Индивидуальные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения1. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Содержание

Введение
Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста.
Общая характеристика внимания.
Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте
Внимание детей во время занятий.
Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Обследование состояния внимания у старших дошкольников (концентрация и объём).
Результаты диагностической работы, направленной на исследование особенностей внимания.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

87451.rtf

— 389.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Обследование состояния внимания у старших дошкольников

 

Психодиагностика свойств внимания детей 6-7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения. Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В целом обследование ребенка-дошкольника занимает от 30 до 60 минут.

Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий). Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его. Работе психолога с ребенком никто не должен мешать.

Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:

- предлагаемые задания и уровень их выполнения;

- оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;

- характер контакта со взрослыми;

- отношение к выполнению заданий;

- уровень активности при выполнении заданий.

В своей экспериментально-исследовательской работе я остановлюсь на определении особенностей внимания, а именно концентрации и объёма. Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему. При поступлении в школу особенно важным является умение сконцентрироваться на выполнении определённого задания.

Объем внимания - это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания - величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3+-2.

Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания - наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.

Для проведения изучения индивидуальных особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста использовались корректурная проба Ландольта (концентрация) и методика «Запомни и расставь точки» (объём).

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания, концентрации.

Цель: Выявление индивидуальных особенностей внимания (концентрация и объём).

Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала).

2. Выявить индивидуальные особенности внимания (концентрация и объём).

Для проведения исследования я выбрала 20 участников детей. Они все посещают подготовительную группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.

1 подгруппа:

Сергей А. - 7 лет 1 мес.

Илья Б. - 6 лет 10 мес.

Анастасия Б. - 6 лет 8 мес.

Владислав В. - 6 лет 9 мес.

Дарья В. - 6 лет 9 мес.

Светлана В. - 6 лет 8 мес.

Сергей В. - 7 лет 7 мес.

Ольга Г. - 6 лет 7 мес.

Анна Д. - 6 лет 7 мес.

Андрей Е. - 6 лет 6 мес.

Виктория З. - 7 лет 3 мес.

Сергей К. - 7 лет 1 мес.

Пётр Н. - 6 лет 2 мес.

Елена Р. - 6 лет 2 мес.

Вероника Р. - 7 лет 3 мес.

Ольга С. - 6 лет 5 мес.

Александр С. - 7 лет

Елизавета Т. - 6 лет 9 мес.

Геннадий Я. - 7 лет 1 мес.

Ирина Я. - 7 лет 2 мес.

На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.

Обоснование выбора методики колец Ландольта такое: исследования проводились среди старших дошкольников. Все дети уже в этом году собираются переступить порог школы, а мы знаем, что внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент. В качестве основного методического стимульного материала для оценки концентрации внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели.

Материал: бланки с кольцами Ландольта, письменные принадлежности.

Ход выполнения: ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей". Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен делать, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда поставить двойную вертикальную черту. Результаты уровня концентрации внимания просчитываются по формуле:

 

К = S*S/ n,

 

где S - число строк таблицы, проработанных испытуемым;

n - Коичество ошибок (пропусков или ошибочных зачёркиваний, лишних знаков)

2.2 Результаты диагностической работы, направленной на исследование особенностей внимания

 

Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение. 
Итак, подсчитаем результаты обследования.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком в течение 5 минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.

Анализируется и успешность детей в целом, учитывается, сколько строчек в среднем успели сделать. Составляется специальная таблица с результатами, полученными каждым учащимся. Такие таблицы позволят проследить динамику развития внимания каждого ученика. Для индивидуальной работы берутся результаты конкретного ученика и сравниваются с результатами всех детей.

 

 

Результаты тестирования детей старшего дошкольного возраста.

 

Кол-во просмотренных строк

Кол-во пропусков

Кол-во ошибок

Уровень концентрации внимания

Объём внимания

Сергей А.

8

7

-

9

10

Илья Б.

4

4

5

2

9

Анастасия Б.

11

5

-

10

10

Владислав В.

11

4

-

10

10

Дарья В.

4

4

1

3

4

Светлана В.

10

10

-

10

9

Сергей В.

10

13

1

7

10

Ольга Г.

7

3

-

16

9

Анна Д.

8

2

1

21

10

Андрей Е.

7

2

1

16

6

Виктория З.

6

9

-

4

9

Сергей К.

4

3

3

3

7

Пётр Н.

7

9

3

4

4

Елена Р.

7

4

-

12

9

Вероника Р.

10

2

1

33

10

Ольга С.

7

10

-

5

7

Александр С.

4

4

3

3

4

Елизавета Т.

5

5

6

2

6

Геннадий Я.

6

5

-

7

7

Ирина Я.

6

4

-

9

10

Средний показатель

7

6

1

9

5


 

Сравнение между собой результатов позволяет оценить работоспособность и стиль работы отдельного ребёнка, составить рекомендации для воспитателей, а в будущем и для учителей.

При выполнении задания можно проанализировать возможные ошибки, которые могут встретиться и их причины.

 

 

 

 

Что обращает на себя внимание в работе

В чем может быть причина

Что делать

Задание сделано неверно Например, зачеркивал все подряд.

Не понял задание; проблемы с включением в работу; тревожность

Провести повторное тестирование, плюс дополнительные методики

Сделано очень мало строчек (в два-три раза меньше, чем у остальных).

Трудно сосредоточиться или не уверен в себе.

Провести обследование для определения особенностей внимания и выявления тревожности. Понаблюдать за ребенком на занятии.

Очень много ошибок, например, более 20.

Трудно сосредоточиться, очень торопится, не понял задание.

Провести повторное обследование, плюс методики для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания.

По 1-2 ошибки в каждой строчке.

Трудно сосредоточиться, легко отвлекается.

Провести обследование для определения особенностей внимания и памяти. Рекомендовать занятия по развитию внимания.

Все ошибки сосредоточены в одной части работы: в первых строчках; в середине; в последних двух-трех строчках.

Неравномерный темп работы: не может сразу включиться; быстро утомляется; поторопился или устал.

Рекомендовать: начинать работу с более легких заданий; разбивать задания на небольшие части, делать перерывы, менять виды деятельности.

Работа выполнялась не последовательно (построчно), а хаотично -- зачеркнуты знаки в начале, середине или конце листа, пропущено очень много строчек.

Не понял задание, проблемы с организацией деятельности.

Провести повторное обследование, плюс методики для определения особенностей внимания и произвольности. Обращать внимание ребенка на последовательность выполнения действий, на соответствие полученного результата исходным требованиям.

Пропущены 1-2 строчки в середине работы.

Очень торопился, отвлекся.

Провести обследование для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания.

Линии очень неровные или обведены много раз.

Неуверенность в себе, тревожность, проблемы с мелкой моторикой.

Провести обследование для выявления тревожности. Если проблемы с моторикой, то рекомендовать занятия по развитию руки.

Ребенок двигался по строчкам не слева направо, а наоборот.

Ребенок левша, проблему составляет скрытое левшество.

Провести обследование для выявления скрытого левшества.

Несколько знаков зачеркнуто после точки (ребенок работал после команды: “Стоп!”).

Неуверенность в себе, желание показать лучший результат. Стремление быть лучшим и успешным, часто связано с завышенными требованиями со стороны родных.

Провести обследование для выявления тревожности, определить уровень самооценки ребенка. Побеседовать с родителями.

Информация о работе Индивидуальные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста