Индивидуальные особенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:39, реферат

Краткое описание

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также возрастные и половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейшим компонентом внутренних условий являются свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает значительное влияние, как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

1. Понятие темперамента…………………………………………………....стр.4

2.Типы темпераментов…………………………............................................. стр.5

3.Понятие характера и его черт……………………………………………..стр.9

4. Типы характера……………………………................................................стр.11

5. Связь характера с темпераментом и их отличия……………………….стр.12

Заключение………………………………………………………………..стр.13

Литература…………………………………………………………….…..стр.14

Вложенные файлы: 1 файл

Индивид.особенности личности-темперамент и характер.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

· по отношению к самому себе – самоуверенность или самокритичность, скромность или заносчивость, чувство собственного достоинства, обидчивость, эгоцентризм и т.д.

 

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться “белой вороной”), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности (“беликовское” - по А.П. Чехову - “как бы чего не вышло”) и т.д.

Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.[2]

 

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

 

 

 

 

 

 

 

4. Типы характера

 

 

 

Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э.Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

 

-астеники (от греч. ἀσθενές — слабый) — люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

 

-атлетики (от греч. ἀθλητικός — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

 

-пикники (от греч. πυκνός — плотный, толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Связь характера с темпераментом и их отличия

 

 

 

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

 

От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.

 

Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

 

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

 

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

 

Отличие характера от темперамента:

 

1) характер формируется в процессе  жизни, а темперамент возникает  биологически (при рождении);

 

2) темперамент отличается стабильностью, характер же постоянно меняется;

 

3) характер зависит от мотивов и воли, а темперамент от них не зависит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключение своей работы могу сделать следующие выводы.

 

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

 

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

 

Темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

 Темперамент не определяет  путь развития специфических  особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

 Таким образом, необходимо знать  тип своего темперамента, чтобы  уметь правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки.

 

 

 

 

Литература

 

 

1.Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.

 

 2.Введение в психологию: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/ А. В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А. В. Петровского]. -М.: Академия, 1995. -493 с.

 

3.Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. -2001. -№ 3: Том 22. - С. 68-85

 

4. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: 2008 - 583 с.

 

5. Теплов Б.М.«Проблемы индивидуальных различий» - СПб, 1992 г.

 

6. http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?first=%D2

 

7. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00050902_0.html

 

 


 



Информация о работе Индивидуальные особенности личности