Индивидуальные особенности личности и нарушения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:55, реферат

Краткое описание

Все, что человек непосредственно отражает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, сохраняется в его мозгу, образуя индивидуальной опыт. Этот опыт при необходимости используется и в дальнейшей деятельности. Опыт является рациональным элементом познания, обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы такое, что вы ­ возникло впервые.

Содержание

1. Общие сведения о памяти
2. Виды памяти
2.1. Виды памяти с точки зрения сохранения материала
2.2. Виды памяти с точки зрения преобладания органов восприятия
2.3. Произвольная и непроизвольная память
3. Процессы памяти
4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
5. Нарушение памяти
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Рефераааааааттт Индивидуальные особенности личности и нарушения памяти (на русском).doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Процесс забывания может  быть полным и частичным. Он основывается на явлении торможения нервных связей, образовавшихся при запоминании. Оно  может происходить в результате деятельности, которая предшествовала запоминанию или происходила после него. В первом случае торможение будет проактивным, во втором - ретроактивным. Эти явления объясняют, например, полезность распределения повторений во времени, лучшее сохранение начала и конца материала, устойчивость того, что изучено перед сном.

Процесс воспроизводства  делится на 2 вида: узнавание и  упоминание. Узнавание – это процесс воспроизведения какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Упоминание - это воспроизведение, которое требует напряжения нервных сил и волевых усилий. Особым видом упоминание есть воспоминания - локализованные во времени и пространстве упоминание человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой форме. Представление памяти - возобновление в памяти образов, возникших в коре головного мозга в момент восприятия. Представление подразделяются на частные и общие.

 

4. Индивидуальные  особенности памяти и ее развитие

Память является важнейшим  процессом, позволяющим человеку сохранить  накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. По своей сути память направлена ​​в будущее. Знание личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой является важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном Я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личные отношения с людьми.

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в производительности заучивания, во вторую - различия типов памяти.

Различия в производительности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.

Для людей с сильной  памятью характерно быстрое запоминание  и длительное сохранение информации. Известные люди с исключительной силой памяти. Отечественной науке известен пример с феноменальной памятью. А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некого Ш.; он с одинаковой скоростью запоминал различный материал, включая бессмысленный, в большом объеме.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением (зрительный, слуховой и двигательный тип памяти соответственно).

Чистые типы памяти встречаются  редко, большинство людей обладает смешанными типами. Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. Нужно заметить, что тип памяти зависит и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых - зависит от характера профессиональной деятельности.

Сначала память носит  непроизвольный характер. В дошкольном возрасте происходит в играх и  в процессе воспитания. Дети лучше  запоминают то, что вызывает у них  интерес.

Бурное развитие характеристик  памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде произвольной памяти. Под влиянием требований школы запоминание  и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся более активными. Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени способствует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и перейти к эффективным приемам. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. 

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, это непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехничних приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.д.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также с чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

 

5. Нарушения  памяти

Особое место в исследованиях  памяти занимают расстройства памяти . В основе нарушения памяти могут  лежать различные факторы, порождающие  различные виды расстройств, большинство  из которых принадлежит к разряду  амнезия. Амнезия - это нарушение  памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.

Виды амнезий:

  • Ретроградная
  • Антероградная
  • Общая (временная, периодическая, прогрессирующая и врожденная)

Одно из наиболее исследованных  расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушений памяти называется ретроградной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, но не могут вспомнить обедали или они сегодня, посетили ли их родственники и т.д.

Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на предыдущие. У таких больных  часто носят прогрессирующий  характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются события прошлых лет и давно прошедшего времени. В этом случае речь идет о прогрессирующей амнезии. Сохраненные в памяти отдаленные события приобретают особую актуальность в сознании больного. Нарушение такого рода развиваются по «закону обратного хода памяти», который был предложен Т. Рибо.

Развитие болезни начинается с  потери памяти на время, далее теряется память на недавние события, а затем на события, которые давно прошли. В самом начале забываются факты, затем чувства. Последней разрушается память привычек.

В других случаях память может оказаться  со стороны ее динамики. Такие больные  в течение какого-то отрезка времени  хорошо запоминают и воспроизводят  материал, но через короткий промежуток времени уже не могут этого сделать.

Больные с поражением лобных долей  мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемической деятельности может  существенно затрудняет патологической инертностью стереотипов и трудным  переключением с одного звена  запоминает системы на другое.

Исследования позволили ближе  подойти к характеристике тех  нарушений памяти, которые возникают  при общемозговых нарушениях психической  деятельности. Если нарушения памяти вызывают слабость и неустойчивость возбуждений в коре головного  мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой торможения следов интерферируют воздействиями.

 

Выводы

Память - одна из психических  функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Память очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход  от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно  связана с сенсорными процессами, поскольку оттуда поступает в  нее информация о внешнем мире, а с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляет и систематизирует полученную информацию, затем перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые сложные формы психики.

Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в огромном потоке информации. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Знание человека об окружающей среде, о других людях, о себе же является важнейшим условием для понимания человеком своего места в наглядном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном «я», сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личные отношения с людьми. Избавившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать. 

Индивидуальные особенности памяти обусловливаются не только врожденными  особенностями, но и зависят от уровня их тренировки, откладывает свой отпечаток  на степень развития их общих и  специальных способностей и на другие виды деятельности человека.

Расстройства памяти проявляются  нарушениями запоминания, хранения, воспроизведения различных сведений и личного опыта. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения (парамнезии), при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого.

 

Использованные  источники

1. Абрамова Г. С.Общая  психология. - М.: Академический проект, 2003. - 435 с.

2. Дубравская Д.М. Основы психологии. - М.: Мир, 2001. - 280 с.

3. Краснов А.Н. Общая психол  огия. - М.: Феникс, 2006. - 536 с.

4. Краткий психологический словарь  / Сост.Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

5. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособие. - 2-е изд., Доклада. - М.: Высшая школа., 2001. - 487 с .

6. Немов Р.С. П сихоло гия:  Учеб.для студентов высш. пед.  учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1Общие  основы психологии. - М.: Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

7. Общая психология: Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.: «Просвещение», 1970. - 432 с.

8. Першина Л.А. Общая психология. - М.: Академический проект, 2004. - 411 с.

9. Психология: Учебник / Под ред.  Ю.Л. Трофимова. - М.: Просвещение, 1999. - 558

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.


Информация о работе Индивидуальные особенности личности и нарушения памяти