Индивидуальные различия восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:50, реферат

Краткое описание

Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения. Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы.

Содержание

Введение 3
1. Репрезентативная система человека 4
1.1 Что такое НЛП? 4
1.2 Кинестетическая репрезентативная система 5
1.3 Аудиальная репрезентативная система 7
1.4 Визуальная репрезентативная система 8
2. Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? 9
2.1 Репрезентативная система и отношения между людьми 10
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Индивидуальные различия восприятия.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования 

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финакадемия)

 

                             

Кафедра «Прикладная психология»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Психология»

 

на тему:

«Индивидуальные различия восприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) группы ФК 1-3

Тимошкина Ю. М.

                                             

Научный руководитель:

к.пс.н., доцент Колесник Н.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Оглавление

Введение 3

1. Репрезентативная система человека 4

1.1 Что такое  НЛП? 4

1.2 Кинестетическая  репрезентативная система 5

1.3 Аудиальная  репрезентативная система 7

1.4 Визуальная  репрезентативная система 8

2. Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? 9

2.1 Репрезентативная  система и отношения между  людьми 10

Заключение 12

Список  литературы 13

 

Введение

Когда мы думаем о том, что  мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой  мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет. Можете ли вы, например, вспомнить, куда вы ездили в свой последний  отпуск?

Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места  всплыла в вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения. Мышление является настолько очевидным  и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем  мы думаем, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как  и мы.

Один способ, которым мы думаем, заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении  картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Посредством  языка мы можем даже создать разнообразие сенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности. Итак, подойдем ближе к репрезентативным системам. 

    1. Репрезентативная система человека

Каждый из нас постигает  мир, опираясь на информацию, которую  обеспечивают нам пять классических органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правда, существует немало претендентов на роль шестого (седьмого, восьмого и далее) чувства; основной из них – кинестетические ощущения (ощущения движения и положения собственного тела, а также мышечных усилий). Образ мира, возникающий у человека на основе наших ощущений, кажется естественным, понятным и единственно возможным.

Другими словами, каждый человек  обладает определенной репрезентативной системой. Что же значит это трудно произносимое словосочетание? Репрезентативная система - это сенсорный канал, по которому в психику человека поступает  информация. Представление о репрезентативных системах, которые определяют индивидуальные различия в восприятии и других познавательных процессах – одно из достижений НЛП.

1.1 Что такое НЛП?

Дисциплина, которая занимается изучением структуры совершенства, изучением опыта успешных людей и стратегиями мышления гениев называется Нейро-лингвистическим Программированием или НЛП. НЛП - это искусство моделирования совершенства (мастерства). Это определение НЛП дано его создателями, Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Другими словами, НЛП создавалось с целью понять, чем гении в какой-либо области отличаются от обычных людей. С помощью инструментов

НЛП можно выявить суть, схему успеха, успешного мышления и научить делать то же самое других людей. В НЛП используются множество методов, техник (инструментов) для решения задач в различных областях жизни: якорь, ассоциация и диссоциация, категоризация, субмодальности, раппорт, нейролингвистические уровни мышления и др. И одним из них являются репрезентативные системы, о которых мы и ведем речь.

 

В НЛП под репрезентативными  системами подразумеваются просто-напросто индивидуальные модели восприятия и  принятия того, что передают нам  наши органы чувств. Как известно, имеется  пять основных способов, с помощью  которых мы познаём окружающий мир:

  • зрение
  • слух
  • ощущения
  • вкус
  • запах

Наиболее важными являются первые три из них – визуальный, аудиальный и кинестетический каналы получения информации, а также  четвёртый, свойственный только людям: логический или, иначе, дискретный –  формулы, графики, и тому подобные достижения человеческого разума. Только одна из них является для человека предпочитаемой – своей, родной, понятной, любимой  и близкой.

Так, одна и та же информация у одного человека вызовет визуальный образ, а у другого - образ звуковой. Первому может быть трудно составить “звуковую картинку”, второму - “визуальную”. Первый скажет в ответ на какое-то предложение: “Заманчиво выглядит!”, а второй - “Неплохо звучит!”.

Рассмотрим подробнее  каждую из них.

1.2 Кинестетическая репрезентативная система

Для того чтобы понять, что  стоит за выражением «кинестетическая репрезентативная система», прочитайте отрывки из беседы с девятилетней девочкой Ксенией. Постарайтесь как можно ярче представить себе ее мир. Какой он?

– Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочется.

– Я не знаю... Ладно... Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. КОЛЮЧИЕ, ВЫСОХШИЕ от солнца ветки ХЛЕСТАЛИ нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я ПОЧУВСТВОВАЛА, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.

– Ты боялась ярких молний или грома?

– Нет, а чего грома бояться?

– А почему страшно?

– Просто страшно, и все. А еще могло что-нибудь на меня УПАСТЬ: ветка или даже дерево. Все  вокруг развезло. Такая НЕПРИЯТНАЯ ГРЯЗЮКА вокруг. Мы шли по упавшим  деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые  лягушки. Лягушкам хорошо – им НРАВИТСЯ МОКРЯТИНА, и совсем им не страшно...

– Ксения, расскажи, как ты в гости ходила.

– Я опишу их квартиру: темная, ДУШНАЯ, НЕПРОВЕТРИВАЕМАЯ, и  большой кот у них живет  – им ПАХНЕТ...

– Ты наряжаться любишь?

– Терпеть не могу. Замучили бедного ребенка. Вчера куртку покупали. Напялили на меня одну: «Посмотри, какой фасон модный! Посмотри, как идет!» А у этой куртки РУКАВА КАК МАНЖЕТЫ.

– Какие манжеты?

– от аппарата, которым давление меряют.

– Купили куртку?

– Эту нет, купили другую, очень МЯГКУЮ.

Мир Ксении, – мир колючих  веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения –  КИНЕСТЕТИК, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также  запахи и вкусы.

Кинестетик слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.

Распознать кинестетика можно по словам «чувствую», «мягкий», «приятный» в речи. Он легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д.

1.3 Аудиальная репрезентативная система

А теперь – мир одиннадцатилетнего Саши.

– Расскажи, пожалуйста, как  ты любишь проводить свое свободное  время.

– Я иногда с друзьями, а иногда с собакой люблю ходить гулять в лес. Могу бродить часами, СЛУШАЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ: то ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ  на деревьях, то ЩЕБЕТАНИЕ ПТИЦ. В  лесу есть небольшая ЖУРЧАЩАЯ РЕЧКА. Там, где я гуляю, почти не бывает людей, поэтому ЧУВСТВУЕШЬ ТАКОЕ  УДОВОЛЬСТВИЕ ДАЖЕ ОТ ТИШИНЫ ЛЕСА.

А вообще, я испытываю  большую радость от ОБЩЕНИЯ с  друзьями. Мы обмениваемся КАССЕТАМИ, бывает, что ходим на КОНЦЕРТЫ. Мне  очень нравятся ГРУППЫ «Машина времени», «Блэк Саббэт», «Ария». Когда я СЛУШАЮ такую музыку, меня охватывает чувство необыкновенной радости, внутреннего подъема.

– Какой твой любимый  урок?

– Люблю историю и иностранный  язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный – для умения ОБЩАТЬСЯ с людьми на другом языке.

У мальчика неплохо развита  кинестетическая система: постоянным рефреном в его рассказе звучат слова  «чувствую», «охватывает чувство». И все же он в первую очередь  – АУДИАЛ, то есть опирается в  постижении мира на слуховую информацию. Его мир – мир звуков природы  и любимых рок-групп, радости общения (разговора) с друзьями. Его любимые  предметы дают возможность общаться (на другом языке) или узнавать интересные истории (как люди жили раньше).

Аудиал прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует. Такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально как бы отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам или вообще стоит спиной, это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.

Распознать его просто: в речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».

1.4 Визуальная репрезентативная система

Кроме кинестетиков и аудиалов, принято выделять также ВИЗУАЛОВ – для их сознания преимущественное значение имеет зрительная информация.

Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать.

Визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».

 

Конечно же, есть люди и с  ведущей обонятельной и вкусовой системой. Но это большая редкость, чаще всего, такая система второстепенная. У меня есть знакомая с кинестетичеки-обонятельной системой. Когда мы выбирали ей мобильный телефон, мало того, что она все перещупала, она еще их нюхала. В глазах продавца сквозило явное недоумение и удивление. Вот к чему приводит незнание о таких элементарных вещах, как репрезентативная система.

    1. Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система?

Во-первых, она определяет то, какая информация из окружающего  мира усваивается легче и быстрее  всего, на какие ее аспекты прежде всего будет обращено внимание. Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку. Визуал постарается рассмотреть ее как следует. Аудиал начнет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть. Кинестетик же попытается подержать в руках и потрогать игрушку. Скорее всего эти трое и предпочтут разное: визуал – яркую и красивую игрушку, кинестетик – мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, он, возможно, предпочтет выбрать персонаж сказки или мультфильма – того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное  с ведущей репрезентативной системой, – предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой – голос, а третий – мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем – легкость оперирования с  разными типами информации в процессе мыслительной деятельности. Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности. Визуал постарается запастись планом и ориентироваться по нему. Если же плана нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа. Аудиал будет расспрашивать прохожих. Кинестетик, скорее всего, станет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не доберется до цели.

Наконец, репрезентативные системы во многом определяют, в  какие образы переводятся эмоции и чувства, переживания и внутренние состояния, а также то, на каком  «языке» мы пытаемся поведать о них  другим. Так, об одном и том же состоянии три человека с различными ведущими системами скажут совершенно по-разному. Визуал: «Когда я смотрю в свое будущее, оно кажется мне неясным». Аудиал: «Я не могу ничего сказать о своем будущем». Кинестетик: «Я не могу почувствовать, что должно произойти».

2.1 Репрезентативная система и отношения между людьми

О том, насколько сложно понимать друг друга даже самым близким  людям, если у них различные репрезентативные системы, свидетельствует следующий  пример, приведенный Гриндером и Бэндлером.

Муж-кинестетик приходит с работы домой усталым и хочет уюта. Он садится в кресло, скидывает обувь, обкладывается газетами и журналами. Заходит жена-визуал. Она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело. Она видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Муж жалуется: «Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!»

Для того чтобы супруги  поняли друг друга, необходимо найти  кинестетическое соответствие визуальным жалобам. Например, так: «Вы действительно  не понимаете, что переживает ваша жена. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати  и ест печенье. Вы ложитесь и чувствуете, что крошки впиваются вам в  кожу. Знаете ли вы теперь, что она  испытывает, заходя в гостиную и  видя раскиданные вещи?»

Как вы поняли, в дружбе так же  немаловажно суметь распознать, у кого какая система ведущая. Если ваш друг – аудиал, не удивляйтесь и не обижайтесь, если он разговаривает с вами, уставившись в телевизор, он воспринимает звук лучше, чем изображение. А если кто-то из близких кинестетик, почаще обнимайте его, поддерживайте тактильный контакт.

Информация о работе Индивидуальные различия восприятия