Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:12, контрольная работа
Актуальность темы исследования объясняется тем, что эмоциональные переживания младшего школьника напрямую зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми - учителями, родителями. Не вызывает сомнений доминирование в этом возрасте взаимоотношений учитель - ученик. Учебная деятельность, как ведущая, определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее существенные достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
1. Раскрытие теоретического вопроса: «Индивидуальный стиль деятельности».
1.1 Введение
1.2 Индивидуальность и личность.
1.3 Предмет изучения психологии деятельности.
1.4 Понятие о стиле деятельности.
1.5 Виды стилей деятельности.
1.6 Индивидуальный стиль деятельности.
2.Выполнение задания репродуктивного характера.
3.Выполнение задания творческого характера.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Индивидуальный стиль деятельности.
Содержание.
1.Раскрытие теоретического
вопроса: «Индивидуальный
1.1Введение
1.2Индивидуальность и личность.
1.3Предмет изучения психологии деятельности.
1.4Понятие о стиле деятельности.
1.5Виды стилей деятельности.
1.6Индивидуальный стиль деятельности.
2.Выполнение задания
3.Выполнение задания
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
1.Раскрытие теоретического
вопроса: «Индивидуальный
1.1Введение.
Исходя из определения психологического словаря А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, индивидуальный стиль деятельности- это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности.
Проблема индивидуального стиля деятельности уже давно стала предметом научного исследования как в нашей стране, так и за рубежом. Основная концепция ИСД, разработанная в рамках отечественной школы, состоит в том, что человек способен сознательно или неосознанно учитывать свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и в соответствии с ними организовывать свою деятельность.
Актуальность темы исследования объясняется
тем, что эмоциональные переживания
младшего школьника напрямую зависят
от его взаимоотношений со значимыми
взрослыми - учителями, родителями. Не
вызывает сомнений доминирование в
этом возрасте взаимоотношений учитель
- ученик. Учебная деятельность, как
ведущая, определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики
детей на данном возрастном этапе. В
рамках учебной деятельности складываются
психологические
Целью данного исследования является подробное раскрытие вопроса: «Индивидуальный стиль деятельности», используя интернет- ресурсы, научные доклады, учебные пособия.
Исходя из понимания цели, задачами данного исследования является взятие во внимание тем, тесно связанных с данной темой и раскрытие их по порядку; выполнение заданий репродуктивного и творческого характера.
1.2Индивидуальность и личность.
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Для социально- психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид,, «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек»- биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно- логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты которые свидетельствуют о том, что если дети с раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у которых не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложится система понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно- исторического опты: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2)чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно- исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно- исторического опыта стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологический свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования, достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие «индивид»- как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность»- как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно- исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в тоже время личность не только является объектом общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.
Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно- биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность- не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.
Личность есть понятие социальное, оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит только внешний мир, но и она сама, что представляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью- это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
Быть личностью- значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью- это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью- это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Мотивация, темперамент, способности, характер- основные параметры индивидуальности.
Эмоциональность, активность
выступают как вторичные
1.3Предмет изучения психологии деятельности.
Одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а и имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория «деятельность» наряду с другими основопологающими психологическими понятиями, такими, как «сознание», «личность», «общение» и т.д.,- яркий пример этого. Деятельность-предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии. В общем виде деятельность определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Это общее, философское, определение специфическим образом конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.
Одним из наиболее удачных является следующее определение деятельности. Деятельность- это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д. Шадриков). В данном определении отражены наиболее важные психологические свойства деятельности.
Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения» (В.Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.
Деятельность- это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не тольо в форме какого- либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности- не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной. Во-вторых, деятельность- это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого- либо продукта, получение каких- либо знаний). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельный феномен- явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.
Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности. Все они- именно свойства деятельности так таковой, поскольку обусловленны ее психологической природой и сохраняются во всех типах и видах деятельности. С другой стороны, наряду с ними существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности. Во- первых, это свойство предметности деятельности- ее направленности на определенные «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности. Во- вторых, это свойства адаптивности деятельности, т.е. способности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации. В-третьих, это свойство системности, согласно которому деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у и их простой суммы- так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.
1.4 Понятие о стиле деятельности
Под стилем понимается система наиболее
эффективных приемов и способов
организации своей
Систематическому исследованию стили
деятельности подверглись в работах
В. С. Мерлина и его коллег, и
прежде всего Е. А. Климова. По Е. А. Климову
(1969), проявление стиля деятельности
многообразно: это и практические
способы действия, и приемы организации
психической деятельности, и особенности
реакций и психических
Вообще говоря, под индивидуальным
стилем следовало бы понимать всю
систему отличительных
Польский психолог Я. Стреляу (1982) тоже характеризует разные стили деятельности соотношением различных действий (преобладанием в ней главных или вспомогательных, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных действий). Следовательно, согласно и этому автору, стиль — это совокупность разных действий, их система.
Следует подчеркнуть, что речь идет именно о системе способов, а не об отдельных способах, предпочитаемых человеком.
Сказанное, однако, не отрицает существование наряду со стилем деятельности и стиля действий. Говорят, например, о стиле живописи (имея в виду технику письма), о стиле (способе) прыжков в высоту и т. д. Важно только отметить: стиль деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности. Первый — тактику ее осуществления (это особенно отчетливо видно при изучении стилей спортивной деятельности, где во многих случаях индивидуальная тактика на соревнованиях того или иного спортсмена может целиком зависеть от стиля деятельности, присущего данному спортсмену), а второй — технику ее осуществления.