Интеллектуальное поведение животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Некоторые люди считают, что животные глупые создания и ничего не понимают. Но ученые уже доказали наличие у высших животных элементов разума. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Интеллектуальное поведение связано не только с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика интеллектуального поведения животных 4
Примеры некоторых опытов над животными. 5
Предпосылки интеллектуального поведения животных 6
Изучение поведения животных зарубежными авторами 7
Исследование интеллектуального поведения животных отечественных ученых 9
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Зоопсихология.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она занималась тщательным изучением развития в  онтогенезе ряда видов птиц, а также  проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих.

Тщательно проанализировав  движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка  качественно отличается от психики  обезьян. Отмечая многочисленные черты  сходства поведения шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она указывает на критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего ребенка.

В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана  экспериментальная методика «Выбор по образцу», пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.

Центральное место в  трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов.

Большой вклад в развитие науки о поведении животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо прежде всего отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и целый ряд его учеников.

В центре научных интересов  знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным.

И.М. Сеченов занимался  изучением физиологии нервных процессов. Среди главных заслуг этого ученого  было открытие процесса торможения, существующего  в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций.

Одним из главных основоположников экспериментального изучения поведения  животных в России был И.П. Павлов. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.

Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания.

 

Заключение

 

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к интеллектуальному поведению. Однако, у животных отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта, не основанного на примере «подражания», а приобретаемого с помощью непосредственного общения в социуме. Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется все же социально-природным существом, частично удивительно похожим, а частично коренным образом отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом.

Споры о сходстве и  различии в структуре психики  и поведения животных и человека велись достаточно долго, однако стоит  отметить, что для сравнительной  психологии человек – изначально все же «животное», и мотивы деятельности человека отчасти рассматриваются с «животной» точки зрения, с учетом конечно, множества надстроек, смен механизмов поведения.

 

Список литературы

 

  1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект– Пресс», 2001, - 354 с.
  2. Ступина, С.Б, Филипьевич А.О. Зоопсихология: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008-176с.
  3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993, - 304 с.



Информация о работе Интеллектуальное поведение животных