Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:51, контрольная работа
Вся мировая история, основанная на блестящих догадках, изобретениях и открытиях, свидетельствует о том, что человек, безусловно, разумен. Однако та же история предъявляет многочисленные доказательства глупости и безумия людей. Подобного рода амбивалентность состояний человеческого ума позволяет заключить, что, с одной стороны, способность к разумному познанию является мощным естественным ресурсом человеческой цивилизации. С другой стороны, способность быть разумным - это тончайшая психологическая оболочка, мгновенно сбрасываемая человеком при неблагоприятных условиях.
Введение 3
Теории интеллекта 5
Множественность и независимость интеллектуальных способностей 7
Интеллектуальная одаренность 9
Развитие интеллекта 9
Заключение 13
Список литературы 14
3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). В качестве примера рассмотрим один из множества блестящих по простоте экспериментов Пиаже [17].
Два небольших сосуда А1 и А2, имеющих одинаковую форму и равные размеры, наполнены одним и тем же количеством бусинок. Причем их одинаковость признается ребенком, который сам раскладывал бусинки: одной рукой он помещал бусинку в сосуд А1 и одновременно другой рукой клал другую бусинку в сосуд А2. После этого, оставляя сосуд А1 в качестве контрольного образца, на глазах у ребенка содержимое сосуда А2 пересыпается в сосуд В, имеющий другую форму. Дети в возрасте 4-5 лет делают в этом случае вывод, что количество бусинок изменилось, даже если они знают, что ничего не убавлялось и не прибавлялось. Так, если сосуд В уже и выше, они говорят, что «там больше, потому что это выше» или «там меньше, потому что это тоньше», - и переубедить ребенка при этом невозможно. В данном случае проявляют себя наглядно-интуитивные схемы, которые выстраивают причинные связи в логике очевидных наглядных впечатлений.
4. Стадия конкретных операций (от 7-8лет до 11-12 лет). Если вернуться к эксперименту с сосудами, то после 7 лет ребенок уже твердо уверен в том, что «количество бусинок после пересыпания то же самое». Понимание неизменности количества, веса, площади и т.п. (это явление в теории Ж. Пиаже получило название «принципа сохранения» ) выступает в качестве показателя скоординированности суждений о состояниях объекта («дно сосуда узкое, поэтому бусинки расположились выше, но все равно их столько, сколько было») и их обратимости («можно обратно пересыпать, и будет то же»).
Появляются, таким образом, операциональные схемы конкретного порядка, лежащие в основе понимания реальных процессов в конкретной предметной ситуации.
5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11-12до14-15 лет). В этом возрасте формируются формальные (категориально-логические) схемы, позволяющие строить гипотетико-дедуктивные рассуждения на основе формальных посылок без необходимости связи с конкретной действительностью. Следствием наличия таких схем являются способность к комбинаторике (в том числе к комбинированию суждений с целью проверки их истинности или ложности), исследовательская познавательная позиция, а также возможность сознательно проверять ход как собственной, так и чужой мысли.
Следовательно, интеллектуальное развитие - это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т.д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновенность» актуализации).
Благодаря сформированности мыслительных операций оказывается возможной полноценная интеллектуальная адаптация подростка к происходящему, смысл которой заключается в том, что "мышление становится свободным по отношению к реальному миру. В развитии интеллекта выделяются две основные линии. Первая связана с интеграцией операциональных когнитивных структур, а вторая - с ростом инвариантности (объективности) индивидуальных представлений о действительности.
Пиаже
постоянно подчеркивал, что переход
от ранних стадий к более поздним осуществляется
путем особой интеграции всех предшествовавших
когнитивных структур, которые оказываются
органичной частью последующих. По сути
дела, интеллект - это такая когнитивная
структура, которая последовательно «вбирает
в себя» (интегрирует) все прочие, более
ранние формы когнитивных адаптации. Если
такого рода последовательная интеграция
прошлых структур во вновь образовавшиеся
структуры места не имеет, то интеллектуальный
прогресс ребенка оказывается невозможным.
В частности, Ж. Пиаже отмечал, что сами
по себе формальные операции не имеют
значения для развития интеллекта, если
они при своем возникновении не опирались
на конкретные операции, одновременно
и подготавливающие их, и дающие им содержание.
История
поиска и выделения характеристик,
наиболее отчетливо демонстрирующих
различия между людьми в интеллектуальной
сфере, представляет собой постоянное
появление все новых и новых
характеристик, связанных с интеллектуальной
деятельностью. Попытки свести их к
более или менее обозримому числу
интеллектуальных параметров оказались
наиболее эффективными в психометрической
традиции исследования интеллекта. Используя
факторно-аналитические техники и ориентируясь
преимущественно на вторичные факторы,
исследователи выделяют основные интеллектуальные
параметры, число которых не выходит за
пределы одного десятка и которые являются
определяющими для индивидуальных различий
в самых разных интеллектуальных характеристиках.
На данный момент не существует ни одной
утвержденной теории интеллекта, поддерживаемой
всеми. А значит, дебаты по поводу того,
что же такое интеллект – будут продолжаться
еще очень долго.