Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 08:20, реферат
Интеллект (от лат. intellectus – понимание и познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Введение……………………………………………………………………..….....3
1.Психофизиология интеллекта………………………………………..................4
2. Модель А.Н. Лебедева…………………………………...….……..……….......7
3.Функциональная асимметрия мозга и способности………………………......9
4.Российская школа дифференциальной психофизиологии………………......15
5.Способности женщины и мужчины………………………………….….…....18
6.Личность и интеллект……………………………………….………….….…..25
Заключение…………………………………………………..…….……….…….36
Список используемой литературы……………………………………….……..37
Проверке этой гипотезы было посвящено исследование Н. И. Михалчук. Для диагностики экстраверсии—интроверсии был выбран опросник Айзенка ЕРJ (детский вариант). Интеллект оценивался с помощью шкалы Д. Векслера (WISС) для детей от 5 до 16 лет. В качестве испытуемых были выбраны 40 учащихся 10-11-х классов (20 мальчиков и 20 девочек) и 39 учащихся первых классов (18 мальчиков и 21 девочка).
В результате исследования выявилось, что:
С возрастом дисперсия всех интеллектуальных показателей уменьшается, что противоречит гипотезе о возрастании индивидуальных и межгрупповых различий по вербальному и невербальному интеллекту с возрастом. Возможно, в этом проявляются «усредняющий» воздействие, нивелирующий индивидуальные различия эффект школьного обучения. То же самое происходит и со средними значениями: если в 7-8 лет среднее значение вербального интеллекта выше у интровертов, то с течением времени эти различия нивелируются.
С возрастом средняя величина невербального интеллекта возрастает. Это согласуется с концепцией большей тренируемости невербального интеллекта.
Интеллект
и индивидуально-
В заключении, хотелось бы коснуться проблемы ранней одаренности. Вопрос о ранней интеллектуальной одаренности, пожалуй, очень запутан. Практически все, что известно о вундеркиндах, — это то, что они есть. Но их биографии, содержащие описания личностных черт и достижений, страдают непрофессионализмом, изобилуют преувеличениями и/или преуменьшениями, то есть отличаются изрядным субъективизмом, так как зачастую основаны на информации, исходящей от друзей, родителей, знакомых, противников и т. д.
Что касается исторических анекдотов о проявлениях интеллектуальных дарований в раннем детстве, то они являются устойчивым украшением книг из серии «Эврика» или «Жизнь замечательных людей», издававшихся в нашей стране многочисленными тиражами.
Хорошим введением в эту проблему является книга американских авторов «Одаренные дети» (М.: Прогресс, 1991), где даны психологические признаки одаренных 3-6-летних детей. В ряду этих признаков перечисляются и черты, специфичные для любых нормально развивающихся здоровых детей этого возраста. Следовательно, и перед рядовым читателем, и перед профессионалом встает закономерный вопрос: какие психические свойства в действительности качественно отличают одаренного ребенка от его сверстников.
Практически все авторы отмечают высокий энергетический уровень одаренных детей и малую продолжительность сна. Это явление не стоит путать с гиперактивностью и повышенной возбудимостью. Одаренные дети обычно спят немного и рано отказываются от дневного сна. Высокий энергетический уровень сопровождается не только повышенной познавательной активностью, но и интеллектуальной инициативой, склонностью ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
У
интеллектуально одаренных
Еще
одна особенность интеллектуально
одаренных — большой
Поскольку
дети в возрасте 3-6 лет часто убеждены
в том, что их взгляд на мир такой
же, как и у всех людей, одаренным
детям очень трудно общаться со сверстниками:
их интеллект очень гибок и подвижен, они
не понимают, что другие думают медленнее,
любят прерывать собеседника, поправлять
и критиковать взрослых, считают себя
всегда правыми. Поэтому они предпочитают
общаться со взрослыми, у которых находят
интеллектуальное понимание, а не со сверстниками.
От конфликтов с ровесниками их спасает
развитое чувство справедливости и не
по-детски широкие взгляды на жизнь, а
также чувство юмора. Пожалуй, развитое
чувство юмора и перфекционизм (стремление
к совершенству) являются самыми главными
личностными чертами — спутниками ранней
интеллектуальной одаренности.
Заключение
Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека интеллекта и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий. Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.
Следует
отметить, что развитие теорий мышления
способствуют решению многих практических
задач, связанных с обучением и развитием
человека. Однако, в последнее время, с
развитием математики и кибернетики, появилась
возможность создать новую информационно-кибернетическую
теорию мышления. Оказалось, что многие
специальные операции, применяемые в программах
машинной обработки информации, очень
похожи на операции мышления, которыми
пользуется человек. Поэтому появилась
возможность изучить операции человеческого
мышления с использованием кибернетики
и машинных моделей интеллекта. В настоящее
время даже сформулирована целая научная
проблема, получившая название проблемы
«искусственного интеллекта».
Список используемой литературы:
1. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследования. - М.: ИПАН,1999.
2. Бианки В. Л, Механизмы парного мозга.- СПб, 2001.
3. Грановская Р. М., Березная И. А. Интуиция и искусственный интеллект.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
5. Кимура Д. Половые различия в организации мозга //В мире науки.- 2005.- № 11-12.- С. 73-80.
6. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии.- 2003.- № 2.-С. 45-59
8. Майерс Д. Социальная психология.- СПб: Питер, 2007.
9. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал.- 2006. - № 2.- С. 120-126.