Интерактивный аспект общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

В настоящей работе я рассматриваю интерактивный аспект общения через раскрытие таких понятий, как определение общения как взаимодействия, описание стратегий поведения во взаимодействии, описание способов воздействия людей друг на друга в процессе общения, раскрытие понятия ролевого поведения личности в общении и рассмотрения вопроса позиций в общении.

Содержание

1. Введение.
2. Общение как взаимодействие.
3. Стратегии поведения во взаимодействии.
4. Способы воздействия людей друг на друга.
5. Ролевое поведение личности в общении.
6. Позиции в общении (на основе трансактного анализа Э.Берна).
7. Список литературы.
8. Практическая работа.

Вложенные файлы: 1 файл

Итерактивный аспект общения.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология общения для специальности 050146 Преподавание в начальных классах»

Вариант 2

Тема: «Интерактивный аспект общения»

 

 

 

 

  Выполнила:

 

 

 

Специальность:

Преподавание в начальных классах

Группа: 703.

 

Проверил:

 

________________________

 

________________________

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Введение.
  2. Общение как взаимодействие.
  3. Стратегии поведения во взаимодействии.
  4. Способы воздействия людей друг на друга.
  5. Ролевое поведение личности в общении.
  6. Позиции в общении (на основе трансактного анализа Э.Берна).
  7. Список литературы.
  8. Практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Вся наша жизнь строится на общение, на коммуникации. Причем, общение - это не “просто разговор”. Мы разговариваем для достижения целей, имеющих общесоциальное значение. Мы все заинтересованы в том, чтобы общесоциальные цели были достигнуты как можно скорее и без слишком больших осложнений. Общаемся мы непрерывно, что, по-нашему мнению, порождает необходимость непрерывно учиться общаться.

В настоящей работе я рассматриваю интерактивный аспект общения через раскрытие таких понятий, как определение общения как взаимодействия, описание стратегий поведения во взаимодействии, описание способов воздействия людей друг на друга в процессе общения, раскрытие понятия ролевого поведения личности в общении и рассмотрения вопроса позиций в общении.

 

2. Общение как взаимодействие.

 

 Общение является важнейшей составной частью человеческого бытия, присутствует во всех видах человеческой деятельности. Это главное условие и способ существования и развития людей.

Общение при кажущейся простоте некоторых своих проявлений довольно сложный вид человеческих отношений. Как любая деятельность всегда осуществляется в определенном порядке, точно также и сопутствующее ей общение должно иметь свой порядок, быть последовательным.

В нем так же как и в деятельности, должны использоваться определенные средства и способы, выбор которых не может быть лишь случайным и произвольным. Проблема общения имеет давнюю историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: “что сказать, где сказать и как сказать”.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. В И.А.Зимняя приводит следующие цифры, что только в США более 30 тысяч научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги).

В нашей стране проблемой общения занимались Г.М. Андреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский ,Н.И. Жинкин ,А.Б. Добрович, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.А.Брудный , М.С.Каган .

Вопросы педагогического общения рассматривались в работах Л.Д.Ершова, В.А.Кан-Калика, В.С.Грехнева, Мудрик .

В последние десятилетия появилось достаточно много пособий, позволяющих человеку овладеть искусством общения: вопросы социально-психологического обучения общению рассматривались в работах Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельяновой, Л.А.Петровской; опыт воспитания навыков педагогического общения изучали Б.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, П.Н.Филатов; теоретические основы коммуникативной методики обучения общения разрабатывались И.А.Зимней, Е.И.Пассовым.

Ученые до сих пор не пришли к единому толкованию понятия “общения”, его форм, механизмов.

Автор статьи в “Философской энциклопедии” считает, что “общение - процесс взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности”.

Общение - многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой, социологией, социолингвистикой, психолингвистикой, педагогической психологией, “каждая из которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема”.

Исследователи с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, предлагают разные подходы к его изучению: коммуникативные, интерактивные, деятельностные и другие.

М.С.Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты.

Иной подход к общению и соотношению его с деятельностью развивает Л.П.Буева. Она считает, что “деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого /индивидуального и общественного/ процесса жизни”/.

Точка зрения А.Н.Леонтьева состоит в том, что общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве её элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения.

Ряд исследователей понимают общение как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность или деятельность общения, - который играет самостоятельную роль в жизни человека.

Б.Ф.Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть этого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода.

Этот ученый считает, что общение - это важнейшая самостоятельная категория психологии и дает его системный анализ .

Б.Ф.Ломов анализирует содержание процесса общения через три основные его функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффектино-коммуникативная.

А.А Бодалев и его ученики в своих работах изучали гностические, аффективные и практические характеристики общения и их взаимосвязи.

Г.М.Андреева предлагает характеризовать общение через выделение в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения, по мнению Г.М.Андреевой, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности.

Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Близким, к только что описанному, является и подход Б.Ф.Ломова.

Остановимся подробнее на характеристике трех сторон общения, предложенной Г.М.Андреевой.

Коммуникативная сторона общения

Г.М.Андреева определяет коммуникативную сторону общения как процесс обмена информацией между партнерами.

Схематически процесс общения в педагогической литературе можно представить следующим образом:

Общение – контакт - Восприятие - Обмен - Взаимопонимание - Взаиморегуляция друг друга - Информацией - Переживаниями. 

По мнению Г.Н.Николаевой, следует отметить несколько наиболее существенных моментов подобного обмена. ”Во-первых, общение, осуществляемое в его субъект-субъектной форме, предлагает не просто передачу и принятие информации, но и её интерпретацию, т.е. осмысление. А это возможно в том случае, если партнеры понимают язык друг друга, говорят на одном языке.

Термин “язык” в этом случае необходимо рассматривать довольно широко и включать в него не только вербальные и невербальные средства общения, но и весь спектр наших индивидуальных особенностей.

Язык - это средство общения. Он обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию (коммуникатор), кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает информацию(реципиент).

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя её, т. е расшифровывая эти значения и изменения на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто её принимает (реципиент) должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений.

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средство вербальной коммуникации - слова с закрепленными за ними значениями.

В лингвистике выделяют следующие виды речи - письменная и устная. В свою очередь устная речь подразделяют на диалог и монолог.

И, наконец, Г.Н.Николаева отмечает, что в процессе обмена информацией партнеры, как правило, оказывают какое-либо психологическое воздействие друг на друга. Это как раз то, что Б.М.Теплов обозначал как регулятивно-коммуникативную функцию общения.

Речь - основное, но далеко не единственное средство общения. Как утверждал К.С.Станиславский, “люди общаются с помощью органов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие”.

Во взаимодействии субъектов в общении важную роль играет невербальное (неречевое) общение.

На практике установлено, что умелое использование средств невербального общения, их варьирование дает возможность добиться необходимого воздействия. 

Необходимо говорить о взаимодействии речи и невербальных движений, которые, по верному замечанию А.А.Леонтьева, являются частью ориентированной основы общения. Эти движения по-разному соотносятся в функциональном отношении с речью.

Исследователи установили следующие соотношения: 1) невербальные движения выражают то же самое значение, что и речь; 2) невербальные движения предвосхищают значения переданные речью; 3) невербальные движения выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) невербальные движения могут заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерения говорящего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) невербальные движения могут регулировать поток речи, акцентировать ту или иную часть вербального общения”.

Следует учесть, что жесты, как и движения корпуса, чаще всего опережают ход высказывания, а не следует за ней.

Жесты можно подразделить на описательные (ход мыслей) и психологические(выражают чувства).

 

3. Стратегии поведения во взаимодействии.

 

В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.

Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают .

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Конкуренция - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта. Их общий лозунг: "Конфликт - какая прекрасная возможность!".

При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой — на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта .

Информация о работе Интерактивный аспект общения