Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:20, контрольная работа
В настоящей работе я рассматриваю интерактивный аспект общения через раскрытие таких понятий, как определение общения как взаимодействия, описание стратегий поведения во взаимодействии, описание способов воздействия людей друг на друга в процессе общения, раскрытие понятия ролевого поведения личности в общении и рассмотрения вопроса позиций в общении.
1. Введение.
2. Общение как взаимодействие.
3. Стратегии поведения во взаимодействии.
4. Способы воздействия людей друг на друга.
5. Ролевое поведение личности в общении.
6. Позиции в общении (на основе трансактного анализа Э.Берна).
7. Список литературы.
8. Практическая работа.
Таким образом, в процессе взаимодействия партнеры реализовывают свои планы, цели и решают профессиональные проблемы. В ходе взаимодействия поведение участников общения, как уже отмечалось ранее, может изменяться, так как вырабатываются общие подходы к совместному решению для достижения необходимого результата.
Таким образом, каждому человеку для эффективной работы с другими необходимо знать свои ведущие стратегии взаимодействия и, в случае необходимости, развивать гибкость в их использовании с учетом поставленных целей, особенностей других людей, подстраиваясь под их тактики и стратегии поведения. В то же время грамотное использование стратегий взаимодействия может не привести к успеху, если собеседник демонстрирует отрицательные черты характера, низкий уровень эмоциональной культуры, т.е. провоцирует деструктивное общение.
7. Список литературы.
Приложение № 1. Практическое задание. Создание педагогической копилки по развитию коммуникативных умений детей и учителя. Развивающий материал.
“Уроки общения”. Предлагаю вашему вниманию цикл уроков общения, проводимых с обучающимися 2-х классов.
Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.
Наполняемость группы — 8 - 12 человек.
Контроль ЗУН: 1) психологическая диагностика обучающихся (в начале учебного года, после проведения занятий по курсу)”. 2) подача теоретического материала осуществляется дозировано и закрепляется в ходе практики (тренинга).
Содержание занятий
№ п/п |
Тема урока |
Содержание занятия |
Перечень используемых упражнений. |
1 |
Основные способы общения. |
Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты. Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же. |
Беседа об общении, видах общения. Упражнения: “Давайте познакомимся”, “Лица”, “Маски”, “Жесты”, “Иностранец”, “Эти разные слова”, “Тише, Танечка, не плачь”. |
2 |
Секреты общения. Внимание к окружающим людям. |
Этикет, правила поведения. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. |
Беседа об этикете, правилах поведения. Упражнения: “Опиши партнера”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”. |
3 |
Секреты общения. Умение слушать. |
Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. |
Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости. Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”, “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”, “Лужа”. Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет” (урок 5), В. Осеева “хороший поступок” (урок 6). |
4 |
Секреты общения. Правила вежливости. | ||
5 |
Секреты общения. Вежливое отношение к людям. | ||
6 |
Секреты общения. Взаимоуважение | ||
7 |
Секреты общения. Умение понимать состояние другого. |
Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. |
Беседа о причинах хорошего и плохого настроения. Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”. |
8 |
Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. |
Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. |
Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”. |
9 |
Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. |
Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. |
Беседа о правилах “хорошего слушания”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”. |
10 |
Секреты общения. Что такое дружба? |
Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении |
Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”. |
Итого: 10 часов |
В качестве примера предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока “Основные способы общения”.
Цель урока: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты.
Процедура проведения:
Ритуал приветствия. В каждом классе выбирается свой ритуал приветствия.
Основное содержание.
Упражнение 1. “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.
Вводится первый секрет общения “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.
Беседа об общении, видах общения.
Выполнение задания учителя. Каждому ребенку выдается рисунок-задание на котором зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку.
2) После
выполнения задания детьми
- Почему так говорят?
- Как
могут общаться люди не
3) Рассказ учителя о невербальных средствах общения (мимике, жестах).
Упражнение 2. “Лица”. На доске пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”. Учитель предлагает детям определить настроение “маски”.
Вводится определение “мимика”. Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
На доске вывешивается данное определение. Определение записывается детьми в словарик.
Упражнение 3. “Маски”. Дети разбиваются на пары и каждому участнику предлагается: А) выразить с помощью мимики горе, боль, страх, радость. Другой участник должен определить, что выражает лицо партнера. Затем дети меняются ролями. Б) используя “грустную маску” сказать веселую фразу и наоборот.
Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.
Упражнение 4. “Жесты”. Общаться можно и с помощью жестов. Я предлагаю вам вспомнить, какие жесты вы знаете, и показать их классу.
Упражнение 5. “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.
Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.
4) Рассказ учителя о значении слова в общении. О том, что с помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное.
Упражнение 6. “Эти разные слова”. Детям предлагается вспомнить и назвать ласковые, добрые слова.
5) Просмотр м/ф “Крошка Енот”.
Вопросы для беседы:
- Почему Крошка Енот боялся “Того, кто живет в воде?”
- Что
помогло Крошке Еноту
Рефлексия.
Ритуал прощания.
Задание: “С помощью жестов сделать другу подарок”.