Интернет – зависимость – проблема века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:44, творческая работа

Краткое описание

Цель: Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, и если да, какие патологические варианты способна она принимать, и есть ли способы предотвратить указанную патологическую трансформацию.
Задачи:
1.Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.
2.Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди старшеклассников нашей школы.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..….стр.3
2.Основная часть:
Глава 1. - Литературный обзор темы
1.1 Интерес, порождающий манию…………………………..стр.4
1.2 История возникновения «Интернет-зависимости»……...стр.6
1.3 Симптомы зависимости……………………………………стр.7
Глава 2. - Практическая часть работы
2.1 Методики и материалы исследований……………………..стр.10
2.2 Выводы……………………… ……………………………....стр.12
3.Заключение………………………………………………………………...стр.13
4.Список использованной литературы……………………………………..стр.15
5.Приложение ………………………………………………………………..стр.16

Вложенные файлы: 1 файл

internet_-_zavisimost_-_problema_veka.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

                   Муниципальное образовательное учреждение

                      «Общеобразовательная средняя школа №3»

               Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Исследовательская работа на  тему:

              «Интернет – зависимость – проблема века»

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                            ученица 10 «б» класса

                                                                                              Самсонова Ирина

 

                                                                                          

                                                                                          

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

                                                         г.Нягань

2011

Содержание:

 

1.Введение………………………………………………………………..….стр.3                                                                                                        

2.Основная часть:

Глава 1. - Литературный обзор темы                                  

       1.1 Интерес, порождающий манию…………………………..стр.4

       1.2 История возникновения «Интернет-зависимости»……...стр.6          

       1.3 Симптомы зависимости……………………………………стр.7          

 

    Глава 2. - Практическая часть работы

            2.1 Методики и материалы исследований……………………..стр.10

            2.2 Выводы……………………… ……………………………....стр.12

3.Заключение………………………………………………………………...стр.13

4.Список использованной литературы……………………………………..стр.15

5.Приложение ………………………………………………………………..стр.16                                                                         

 

Введение.

 

Молодое поколение сейчас волнует много  вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни  и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и меня.

В своей работе я опираюсь на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые через Интернет. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости  ещё  слабо  изучена.

При изучении данной темы я поставила цели и задачи.

Цель: Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, и если да, какие патологические варианты способна она принимать, и есть ли способы предотвратить указанную патологическую трансформацию.

 

Задачи:

  1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы  Интернет-зависимости.
  2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди старшеклассников нашей школы.

 

Методы: Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся 7-10 классов.

 

Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

 

Глава 1. – Литературный обзор темы

1.1.    Интерес, порождающий манию.

                                              

                                              Если человек не сумеет сам заметить опасность,

                                              если не отгородит глухой стеной  ту сферу своей

                                                 жизни и деятельности, где властвует техника,

                                                            от остальных сфер  своей жизни и души,

                                                                    он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев. "Роза Мира"

            Интернет всё больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днём количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета», «Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «Проблематичное использование Интернета». Но такое положение вещей - обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием,а в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Технологической основой  «информационной революции» служит формирование информационных сетей, обрабатывающих все возрастающее количество информации. Благодаря этим сетям, любой из нас в любой точке мира и в любое время может получить необходимую информацию и пообщаться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Времяпрепровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Это явление получило название Интернет-аддикция (Internet Addiction Disorder, IAD). Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «Интернет-аддикт».

        В самом общем виде зависимость от Интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день.

Истинные интернетоманы 1 — люди, утратившие способность контролировать своё время в Сети.

_______________________________________________________________

            1).Колчанова Л. Психологические проблемы интернет-зависимости. с.1

 

 

Оно уходит на игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

 Многие годы учеными решалась проблема повышения мотивации обучения. Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Телекоммуникационная среда с самого начала была оккупирована подрастающим поколением, которое хорошо освоилось в этой среде. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности   (т.е. допуск взрослых в этот мир был закрыт), вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикция,  и т.д.

 Настоящее исследование не ставит перед собой цели полностью осветить роль отдельных факторов в формировании Интернет-зависимости у молодежи и исчерпывающим образом охарактеризовать варианты и формы этого явления. Это скорее попытка наметить основные направления будущей работы, попытка осмыслить ряд положений, проистекающих в первую очередь из индивидуального опыта пользователя Интернет.

 Многие положения данной работы могут представляться несовершенными, ввиду недостаточной глубины подхода к исследуемым процессам, либо просто спорными, как спорно, по существу, само предположение о существовании феномена Интернет-аддикции.

 Интернет-аддикция2(Internet addiction) - реально существующий феномен психологической зависимости от Интернета.

         Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский  психиатр Иван Голдберг, понимая  под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает, по сути, привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании Интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае Интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.


2).Мартынова О.С. Критерии оценки  Интернет - зависимости .с.1

 

 

 

1.2.История возникновения  «Интернет-зависимости».

 

   Явление Интернет-зависимости  начало изучаться в зарубежной  психологии с 1994 года. Интернет-зависимость  определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра Интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причём наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно доктору Янг, типичный интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана – это женщина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. 

 Доктор К. Янг,  исследуя интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), Е-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, Е-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "интернет-зависимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства, встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть интернет-зависимых пользуется сервисами Интернета, связанными с общением. Выводы доктора Янг относительно всех интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей.  Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в её исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись.

Относительно того, какие  особенности Интернета являются для них наиболее привлекательным: 86 % интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки; сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Симптомы зависимости.

 

Симптомы зависимости таковы:

    • навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;
    • постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
    • пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и     информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг);
    • не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
    • раздражение при вынужденном отвлечении;
    • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
    • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
    • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
    • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
    • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
    • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
    • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
    • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Различия зависимости 3.

    Причины появления зависимости различны у интровертов и экстравертов. Интроверты, как правило, с помощью Интернета восполняют недостаток общения в реальной жизни. Быстро понимая, что интернет-общение не удовлетворяет потребность в понимании, продолжительных знакомствах и дружбе, они переключаются на компьютерные игры. Часто, игры и развлечение являются их изначальным интересом, и до интернет-общения интроверты могут не добраться вовсе. 
         Экстраверты же чаще изначально приходят в Интернет общаться, заводя массу новых знакомых в чатах и форумах. Больше всего, ценя при этом анонимность и личную изолированность. Они находят в Интернете то, чего нет в их реальной жизни.

Информация о работе Интернет – зависимость – проблема века