Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:38, курсовая работа
Актуальность исследования. Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе отразились на жизни дошкольников, прежде всего, на их межличностной сфере. Важность изучения межличностной сферы определяется той ролью, которую она играют в жизни ребенка, в процессе становления личности. В дошкольном возрасте происходят важные изменения в межличностной сфере ребенка
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста 5
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте 10
1.3 Гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста 21
2.1 Организация и методов эмпирического исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 26
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
По мнению А.К. Марковой, развитие общения дошкольников включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, личностный, рефлексивный, практико-действенный [14].
Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дошкольник учится общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру. Это позволяет лучше понять особенности собственного общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.
Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые влияют на содержание, процесс и сущность общения. Общение дошкольника основано на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, эмоциональной стабильности.
Эмоциональный компонент общения связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на изменение состояния партнёра. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления общения. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.
В младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что общение и мальчиков, и девочек не является особенно насыщенным, но все же достаточно выражено, то в старшем дошкольном возрасте общение в группе детского сада подчинено ограничениям в общении детей разного пола. В первую очередь это связано с гендерными особенностями процесса социализации на данном этапе онтогенеза. В этот период наблюдаются различия в освоении социальных ролей. Помимо этого, по данным современных нейрофизиологических исследований, мальчики отличаются большей импульсивностью и стремлением к двигательной активности, что также затрудняет освоение ими ролей, предполагающих значительные ограничения их активности.
Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного восприятия детей, оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок [8]. Как известно, дошкольники для оценки друг друга пользуются теми качествами, с помощью которых их оценивают педагоги. Однако среди мальчиков наиболее значимыми становятся маскулинные качества, высоко оцениваемые ими самими и их отцами [22].
Сверстник в дошкольном возрасте начинает играть роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. С освоением социальных ролей и, в частности, с освоением полоролевой идентификации связано моральное развитие детей. В его исследовании было установлено, что дошкольники в сравнении с младшими школьниками более негативно относятся к нарушениям полоролевого поведения. При этом оказалось, что мальчики более нетерпимы к нарушениям полоролевого поведения у мальчиков, чем у девочек. Причем для детей более важным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
Таким образом, в дошкольном возрасте отмечаются следующие гендерные особенности взаимодействия со сверстниками. Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного восприятия детей, оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени сформированности. Неравномерность развития познавательных процессов является отличительной чертой дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это возраст развития тех качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также познавательной направленности.
В дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
Сверстник в дошкольном возрасте начинает играть роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. С освоением социальных ролей и, в частности, с освоением полоролевой идентификации связано моральное развитие детей. В его исследовании было установлено, что дошкольники в сравнении с младшими школьниками более негативно относятся к нарушениям полоролевого поведения. При этом оказалось, что мальчики более нетерпимы к нарушениям полоролевого поведения у мальчиков, чем у девочек. Причем для детей более важным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
Изучение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ Детский сад № 32 г. Новокузнецка. В исследовании принимало участие 20 детей дошкольного возраста (10 девочек и 10 мальчиков).
Цель эмпирического исследования – изучение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
Для изучения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста использовались следующие методы.
1. Метод наблюдения позволяет описать особенности взаимодействия детей. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
Критерии оценки параметров.
Инициативность:
Чувствительность к воздействиям сверстника:
Преобладающий эмоциональный фон
Отсутствие или слабо выраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.
Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
Важной качественной
характеристикой общения
2. Метод проблемных ситуаций «Мозаика» позволяет диагностировать особенности взаимоотношений со сверстниками.
В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.
Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого – синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.
Обработка данных и анализ результатов. Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника:
Характер участия в действиях сверстника:
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику: