Исследование девиантного поведения у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика девиантного поведения
.1 Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы»
.2 Типы девиантного поведения
.3 Причины девиантного поведения
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование девиантного поведения у старших подростков
.1 Исследование девиаций у старших подростков
.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

девиантное поведение у старших подростков.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Повышенная виктимизация у несовершеннолетних связана со стилем, образом жизни (постоянные конфликты в учебном заведении, в быту, незанятость трудом и учебой, плохое поведение в семье и т.д.).

Аутическое поведение (аутизм) - поведение, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга <#"justify">Другие симптомы: недостаточная обучаемость; припадки (часто появляются в подростковом возрасте); гиперактивность и дефицит концентрации внимания; тяжелые и частые вспышки гнева (могут быть вызваны тем, что ребенок не способен сообщить о своих нуждах); отклонения в пищевом поведении (избирательность) проблемы со сном

Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека [14].

К экстремальному (рискованному) поведению относится деятельность, в процессе которой личность сознательно подвергает свою жизнь или здоровье опасности.

Рискованное поведение может быть способом эмоциональной разрядки, проведения свободного времени с близкими по духу людьми, самоутверждения и повышения самооценки, достижения успеха. Иногда склонность к такому поведению является проявлением скрытой аутоагрессии - агрессии, направленной на себя. Это - саморазрушающее поведение, в основе которого лежит, как правило, душевное неблагополучие [22].

Причины экстремального поведения связаны с возрастными особенностями - импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, экстраверсией, стремлением проверять «на практике» границы дозволенного. В некоторых случаях повышенная склонность к риску объясняется неблагополучием эмоциональной сферы - отражением тревожности, напряженности и стремлением к агрессивным способам разрешения проблем.

Стремление к новому и неизведанному, к активности и независимости является причиной рискованного поведения подростков. Подростки испытывают потребность в получении новых ощущений [14].

Подростки регулярно участвуют в различных рискованных мероприятиях, испытывая при этом сильные эмоции. Так они борются со скукой, самоутверждаются через преодоление социальных норм. Подростки часто могут недооценивать реальный риск, связанный со своим поведением, и в результате поступают опрометчиво.

Обобщив все вышеизложенное, можно отметить, что существуют 3 типа отклоняющегося поведения (классификация Е.В. Змановской): антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение, которое включает в себя: аддиктивное, суицидальное, виктимологическое, аутическое, экстремальное поведение.

 

.3 Причины девиантного  поведения

 

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклонений в поведении. Так, согласно одному из направлений, причиной отклоняющегося поведения является несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. В данном направлении ученые объясняют причины девиантного поведения с помощью понятия аномии (состояние конфронтации индивида с обществом). Они считают, что люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения, в которых отвергаются или цели, или средства или то и другое вместе [12].

Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры [22].

Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности [20].

Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности изменить ее, найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций - этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.

В современной отечественной социологии, интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. В иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих причинный комплекс девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство [3].

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служитсоциальная неустроенность как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть ниже или выше своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец) [3].

Каждое из этих направлений имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Все причины отклоняющегося поведения, на наш взгляд, можно разделить на две категории: обусловленные наследственностью и обусловленные средовыми факторами.

К первой категории относятся врожденные умственные и физические отклонения, заболевания (хронические), различные патологии (дефекты тела и органов чувств).

Ко второй категории относятся психические и физиологические нарушения развития, связанные с различными заболеваниями, отклоняющийся процесс социализации, нарушения воспитательного процесса, возрастные особенности, а также, нравственная деградация общества в целом.

Среди наиболее актуальных причин нарушенного поведения, связанного деградацией общества, можно выделить следущие: маргинализация, модернизация общества, отклонения в социализации личности, искажения в восприятии общественных норм морали.

Существует зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Одним из основных факторов девиантного поведения в наше время является маргинализация общества, то есть неустойчивость, промежуточность, переходность [19].

Главным признаком маргинализации является разрыв экономических, социальных и духовных связей. Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица приводят к усилению маргинализации. Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования [19]. Человек, ведущий борьбу за выживание, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На духовное развитие у него не остается сил.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица, рыночные реформы.

Модернизация общества - это понятие, включающее в себя такие современные проблемы как легализация распространения наркотиков, свободная продажа алкоголя и табака, а как следствие алкоголизм, наркомания. Всем известны последствия этих видов зависимости, но, к сожалению, множество людей (главным образом, молодежь) продолжают или начинают принимать наркотики и алкоголь, вследствие чего происходит ухудшение генетического фонда населения в целом [7].

Еще одной причиной девиантного поведения можут являться отклонения в социализации. Поскольку социализация - это процесс интеграции индивида в общество, посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности, то отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь, опьянение и т.п.) и даже длительные и стойкие состояния (физические дефекты, неврозы, психозы и т.п.). При этом отклоняющееся поведение следует отличать от аномального, обусловленного мозговой патологией [10].

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия [12].

Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п. Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность является одним из факторов проявления девиаций.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля [15].

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости [2].

Девиантное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь подростки считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации [18].

К основным причинам проявления девиаций в старшем подростковом возрасте можно отнести:

. Семейные отношения. Реакция  родителей, принципы, типы и специфика  отношений между родителями и  их детьми, стиль семейного руководства  могут оказаться важными факторами, предопределяющими асоциальное  поведение ребенка в семье  и вне ее и влияющими на  его отношения с другими людьми  в зрелые годы.

. Оценка собственного  тела. Оценивая свое тело, подросток  констатирует свое физическое  превосходство, норму или неполноценность  и делает вывод о своей социальной  ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании  собственных способностей, а также  восприятия и оценок окружающих. Намеки или упреки окружающих  но поводу внешности или неловкости  вызывают бурные аффекты, искажают  поведение.

. Половое созревание. При  преждевременном половом развитии  в одних случаях возникают  преимущественно эмоциональные  расстройства, в других - нарушения  поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном  половом развитии появляются  медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

. Психологическе особенности. Старших подростков волнует право  на самостоятельность, они ищут  свое место в жизни. Происходит  дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется  психосексуальная ориентация. Однако  целеустремленность и настойчивость  в этом возрасте все еще  уживаются с импульсивностью  и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность  и категоричность сочетаются  с чувствительностью и неуверенностью  в своих силах. Стремление к  широким контактам уживается  с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и  цинизмом, потребность в нежности  с садизмом [18].

М.В. Шайковой установлены наиболее выраженные психологические факторы девиантного поведения подростков. К ним автор относит акцентуацию характера, дисгармонию различных психологических подструктур личности (в подструктуре самоопределения - неадекватность самооценки, самосравнения и экспектаций, чрезмерно завышенный или заниженный уровень притязания, в подструктуре направленности - гипер или гипомотивация и др.), негативные «пограничные» психические состояния (гипернапряженность, гипертревожность, фрустрация и др.) [21].

Девиантное поведение подростков - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Формами самовыражения в подростковом возрасте являются сленг, стиль, символика, мода, манера и т.п.

Информация о работе Исследование девиантного поведения у старших подростков