Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:18, дипломная работа
Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.
Введение
Глава 1. Общая характеристика девиантного поведения
.1 Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы»
.2 Типы девиантного поведения
.3 Причины девиантного поведения
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование девиантного поведения у старших подростков
.1 Исследование девиаций у старших подростков
.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список
Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение.
К основным причинам девиантного поведения относятся: состояние конфронтации индивида с обществом (аномия); особенности внутренней культуры человека; потеря смысла жизни; невозможность реализации потенциала человека; биологичекие причины (хронические заболевания, патологии, психические отклонения, возрастные особенности) и социальные причины (нарушенный процесс социализации, неправильное воспитание, социальное неравенство, нравственная деградация общества).
Девиантное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь подростки считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.
Для проведения исследования девиантного поведения у старших подростков в качестве испытуемых было выбрано 30 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МОУ СОШ №37 г. Иркутска, 8А класс.
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.
Анкетирование. Нами была составлена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», которая помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Данная анкета дает возможность определить, является ли благоприятной для подростка психологическая атмосфера в его семье и в классе, где он обучается.
Психодиагностика. Использованы следущие методики:
.Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);
.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.
С помощью метода анкетирования нам удалось:
.Проанализировать семейные
взаимоотношения и условия
.Проанализировать
Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.
В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек немного выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам данной методики, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики.
В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).
Таким образом, согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.
Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве базы для других, более крупных исследований в области девиантологии. На наш взгляд, применение в психологической практике методик на выявление склонности к совершению девиаций необходимо. Логично было бы проводить такие исследования в школах среди детей подросткового и старшего подросткового возраста. В школах подобные исследования должны проводиться с целью предупреждения и коррекции девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения и его распространения на людей все более молодого возраста является актуальной на сегодняшний день. Изучение причин возникновения и методов борьбы с различными формами отклоняющегося поведения приобретает все большее значение.
Наше исследование девиантного поведения в будущем может быть расширено, усложнено. Для изучения могут быть выбраны люди другой возраствой категории, выборка может быть увеличена, могут быть использованы другие методы исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Афанасьев В.С. Девиантное
поведение в условиях
.Баженов В.Г. Психологические
механизмы коррекции
.Гилинский Я.И. Социология
девиантного поведения как
.Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. под ред. В.А. Базарова - М.: Мысль, 1994.
.Завражин С.А. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты?/ С.А. Завражин, К.В. Хартанович - М.: Социс, 1993.
.Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003.
.Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.И. Иванов - М.: Социально-политический журнал, №2, 1995.
.Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность / Н.Г. Иванов - М.: Государство и право, 1994.
.Казаков А.Н. Социальная
обусловленность
.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение от нее / А.И. Ковалева - М.: Социс, 1996.
.Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990.
.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн - М.: Социология сегодня, 1965.
.Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцева - М.: Юрид. лит., 1984.
.Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова - М.: Социально-полит. Журнал, №3, 1993.
.Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза / В.В. Лунеев - М.: Социс, 1996.
.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич - М.: Речь, 2005.
.Реан А. Агрессия и агрессивная личность / А. Реан - СПб: Питер, 1996.
.Селифанов А. И. Причины
и условия асоциального
.Стариков Е.А. Маргиналы, или размышление на старую тему: «Что с нами происходит?» / Е.А. Стариков - М.: Знамя, 1989.
.Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / Пер. с англ.: В. Шурыгин, Е. Сурпина, А. Боричев - М.: Речь, 2000.
.Шайкова М.В. Девиантное
поведение личности
.Шилова В.Н. Социология отклоняющегося поведения / В.Н. Шилова - М.: Социологические исследования, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками».
. Состав семьи (перечислите всех членов Вашей семьи, с которыми Вы проживаете);
. Место работы родителей
(профессия каждого из
. Какие у Вас отношения с семьей?
(А) близкие, дружеские;
(Б) не очень близкие, но хорошие;
(В) нейтральные (что они есть, что их нет, мне все равно);
(Г) плохие (почему?).
. Нравится ли Вам находиться дома?
(А) да;
(Б) чаще нравится;
(В) чаще не нравится;
(Г) нет.
. С кем из членов семьи Вы больше общаетесь? С кем комфортнее находиться? Почему?
. Ваше хобби (чем Вы чаще занимаетесь в свободное время, Ваши увлечения).
. Комфортно ли Вы чувствуете себя в классе?
(А) да;
(Б) чаще да;
(В) чаще нет;
(Г) нет.
. Со сколькими одноклассниками Вы общаетесь каждый день?
(А) 0 (ни с кем);
(Б) 1-3 человека;
(В) 4-7 человек;
(Г) 8 и более человек.
. Скольких людей в классе
Вы можете назвать своими
(А) 0 (никого);
(Б) 1-3 человека;
(В) 4-7 человек;
(Г) 8 и более человек.
Бланк ответов
Ф.И.пол ж м возраст № вопросаответ№ вопросаответ1.6.2.7.3.8.4.9.5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты по методике изучения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл).
№ испытуемогоШк.1Шк. 2Шк. 3Шк.
4Шк. 5Шк. 6Шк. 7Шк. 0 (вспомог.)*1 дев.6в/169/1913/2111/2412/
Девочки (средняя оценка) - 7,2 балла из 19;
Мальчики (средняя оценка) - 6,6 балла из 19.
Результаты по методике диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки).
№ИАИВ№ИАИВ1.м11 н816.д22102.м16 н917.д1712 в3.м17818.д2174.м11 н919.д2511 в5.м2413 в20.д2076.м27 в12 в21.д2311 в7.м10 н822.д1988.м16 н523.д16 н79.м20924.д25910.м26 в12 в25.д19511.м2514 в26.д24712.м17927.д18413.м1711 в28.д19914.д2313 в29.д16 н715.д23530.д2010девиантное поведение подросток
Девочки: ИА высокий - 0%; средний - 88,3%; низкий -11,7%.
ИВ высокий - 23,5%; средний - 76,5%; низкий - 0%.
Мальчики: ИА высокий - 15,4%; средний - 46,1%; низкий - 38,5%.
ИВ высокий - 38,5%; средний - 61,5%; низкий - 0%
Девочки (средний балл) - ИА = 20,1 (норма); ИВ = 8,3 (норма)
Мальчики (средний балл) - ИА = 18,2 (норма); ИВ = 9,7 (норма).
Информация о работе Исследование девиантного поведения у старших подростков