Исследование девиантного поведения у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика девиантного поведения
.1 Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы»
.2 Типы девиантного поведения
.3 Причины девиантного поведения
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование девиантного поведения у старших подростков
.1 Исследование девиаций у старших подростков
.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

девиантное поведение у старших подростков.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение.

К основным причинам девиантного поведения относятся: состояние конфронтации индивида с обществом (аномия); особенности внутренней культуры человека; потеря смысла жизни; невозможность реализации потенциала человека; биологичекие причины (хронические заболевания, патологии, психические отклонения, возрастные особенности) и социальные причины (нарушенный процесс социализации, неправильное воспитание, социальное неравенство, нравственная деградация общества).

Девиантное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь подростки считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.

Для проведения исследования девиантного поведения у старших подростков в качестве испытуемых было выбрано 30 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МОУ СОШ №37 г. Иркутска, 8А класс.

В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.

Анкетирование. Нами была составлена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», которая помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Данная анкета дает возможность определить, является ли благоприятной для подростка психологическая атмосфера в его семье и в классе, где он обучается.

Психодиагностика. Использованы следущие методики:

.Методика «Определение  склонности к отклоняющемуся  поведению» (А.Н. Орёл);

.Методика диагностики  показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

С помощью метода анкетирования нам удалось:

.Проанализировать семейные  взаимоотношения и условия воспитания  подростка;

.Проанализировать взаимоотношения  подростка с одноклассниками.

Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.

В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек немного выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам данной методики, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики.

В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).

Таким образом, согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.

Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве базы для других, более крупных исследований в области девиантологии. На наш взгляд, применение в психологической практике методик на выявление склонности к совершению девиаций необходимо. Логично было бы проводить такие исследования в школах среди детей подросткового и старшего подросткового возраста. В школах подобные исследования должны проводиться с целью предупреждения и коррекции девиантного поведения.

Проблема девиантного поведения и его распространения на людей все более молодого возраста является актуальной на сегодняшний день. Изучение причин возникновения и методов борьбы с различными формами отклоняющегося поведения приобретает все большее значение.

Наше исследование девиантного поведения в будущем может быть расширено, усложнено. Для изучения могут быть выбраны люди другой возраствой категории, выборка может быть увеличена, могут быть использованы другие методы исследования.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Афанасьев В.С. Девиантное  поведение в условиях тотального  кризиса: особенности, тенденции, перспективы / В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский - М.: Образ  мыслей и образ жизни, 1996.

.Баженов В.Г. Психологические  механизмы коррекции девиантного  поведения школьников / В.Г. Баженов, В.П. Баженова - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

.Гилинский Я.И. Социология  девиантного поведения как социологическая  теория / Я.И. Гилинский - М.: Социс, 1991.

.Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. под ред. В.А. Базарова - М.: Мысль, 1994.

.Завражин С.А. Новое поколение  на периферии: конформисты или  девианты?/ С.А. Завражин, К.В. Хартанович - М.: Социс, 1993.

.Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003.

.Иванов В.И. Девиантное  поведение: причины и масштабы / В.И. Иванов - М.: Социально-политический  журнал, №2, 1995.

.Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность / Н.Г. Иванов - М.: Государство и право, 1994.

.Казаков А.Н. Социальная  обусловленность отклоняющегося  поведения в современном российском  обществе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук / А.Н. Казаков - Казань: Казанск. ун-т, 1996.

.Ковалева А.И. Социализация  личности: норма и отклонение  от нее / А.И. Ковалева - М.: Социс, 1996.

.Короленко Ц.П. Семь путей  к катастрофе: Деструктивное поведение  в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990.

.Коэн А. Исследование проблем  социальной дезорганизации и  отклоняющегося поведения / А. Коэн - М.: Социология сегодня, 1965.

.Кудрявцева В.Н. Социальные  отклонения: Введение в общую  теорию / В.Н. Кудрявцева - М.: Юрид. лит., 1984.

.Ланцова Л.А. Социологическая  теория девиантного поведения / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова - М.: Социально-полит. Журнал, №3, 1993.

.Лунеев В.В. Преступность  в XXI веке: Методология прогноза / В.В. Лунеев - М.: Социс, 1996.

.Менделевич В.Д. Психология  девиантного поведения / В.Д. Менделевич - М.: Речь, 2005.

.Реан А. Агрессия и агрессивная  личность / А. Реан - СПб: Питер, 1996.

.Селифанов А. И. Причины  и условия асоциального поведения  подростка в современном обществе / А.И. Селифанов - СПб: Социология, 2000.

.Стариков Е.А. Маргиналы, или размышление на старую  тему: «Что с нами происходит?» / Е.А. Стариков - М.: Знамя, 1989.

.Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / Пер. с  англ.: В. Шурыгин, Е. Сурпина, А. Боричев - М.: Речь, 2000.

.Шайкова М.В. Девиантное  поведение личности несовершеннолетних  женского пола и пути его  коррекции: Автореф. дисс. канд. психол. наук / М.В. Шайкова - М.: Рос. Академия  гос. службы при президенте РФ, 1995.

.Шилова В.Н. Социология  отклоняющегося поведения / В.Н. Шилова - М.: Социологические исследования, 1994.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками».

. Состав семьи (перечислите  всех членов Вашей семьи, с  которыми Вы проживаете);

. Место работы родителей (профессия каждого из родителей);

. Какие у Вас отношения  с семьей?

(А) близкие, дружеские;

(Б) не очень близкие, но  хорошие;

(В) нейтральные (что они  есть, что их нет, мне все равно);

(Г) плохие (почему?).

. Нравится ли Вам находиться  дома?

(А) да;

(Б) чаще нравится;

(В) чаще не нравится;

(Г) нет.

. С кем из членов  семьи Вы больше общаетесь? С  кем комфортнее находиться? Почему?

. Ваше хобби (чем Вы  чаще занимаетесь в свободное  время, Ваши увлечения).

. Комфортно ли Вы чувствуете  себя в классе?

(А) да;

(Б) чаще да;

(В) чаще нет;

(Г) нет.

. Со сколькими одноклассниками  Вы общаетесь каждый день?

(А) 0 (ни с кем);

(Б) 1-3 человека;

(В) 4-7 человек;

(Г) 8 и более человек.

. Скольких людей в классе  Вы можете назвать своими друзьями?

(А) 0 (никого);

(Б) 1-3 человека;

(В) 4-7 человек;

(Г) 8 и более человек.

 

Бланк ответов

Ф.И.пол ж м возраст № вопросаответ№ вопросаответ1.6.2.7.3.8.4.9.5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Результаты по методике изучения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл).

№ испытуемогоШк.1Шк. 2Шк. 3Шк. 4Шк. 5Шк. 6Шк. 7Шк. 0 (вспомог.)*1 дев.6в/169/1913/2111/2412/1510/219/203/1310/192 дев.9в/1611в/1910/2114в/247/1515в/219/206/1310,7/193 дев.6в/164/192/218/248/158/2113в/206/136,7/194 дев.3/165/194/217/249/158/2113в/205/137/195 дев.6в/162/196/216/244/152/2112в/207/134,5/196 дев.7в/167/1913/2114в/2411/158/218/205/139,2/197 дев.5в/165/199/2112/249/1512в/219/204/138,7/198 дев.9в/163/194/219/246/155/214/208/135,7/199 дев.7в/167/1910/218/244/156/218/203/137,1/1910 дев.4/166/199/217/245/1512в/215/205/136,8/1911 дев.3/165/198/215/248/154/217/203/135,7/1912 дев.6в/1611в/193/2114в/243/158/215/203/137,1/1913 дев.6в/164/199/217/248/1510/219/202/137,5/1914 дев.7в/1611в/199/217/248/155/218/203/137,8/1915 дев.6в/163/195/2110/243/155/216/207/135,4/1916 дев.4/167/1912/213/425/156/218/205/136,4/1917 дев.5в/166/196/218/427/1512в/217/204/137,2/1918мал.6в/174/202/215/257/159/20-8/155,5/1919 мал.4/175/207/214/256/158/20-5/155,6/1920 мал.7в/178/2011/2113/255/153/20-7/157,8/1921 мал.8в/177/209/2113/257/159/20-5/158,8/1922 мал.4/1711в/2010/214/256/158/20-7/157,1/1923 мал.9в/177/203/215/256/1510/20-6/156,6/1924 мал.8в/179/207/217/256/155/20-6/157/1925 мал.4/174/206/215/256/152/20-5/154,5/1926 мал.4/1710/205/216/258/159/20-6/157/1927 мал.4/177/207/217/259/156/20-5/156,6/1928 мал.3/178/208/215/253/1510/20-7/156,1/1929 мал.3/1711в/206/215/255/156/20-3/156/1930 мал.8в/176/207/2113/258/158/20-4/158,3/19* усредненный общий балл по всем шкалам (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению, в баллах)

Девочки (средняя оценка) - 7,2 балла из 19;

Мальчики (средняя оценка) - 6,6 балла из 19.

 

Результаты по методике диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки).

№ИАИВ№ИАИВ1.м11 н816.д22102.м16 н917.д1712 в3.м17818.д2174.м11 н919.д2511 в5.м2413 в20.д2076.м27 в12 в21.д2311 в7.м10 н822.д1988.м16 н523.д16 н79.м20924.д25910.м26 в12 в25.д19511.м2514 в26.д24712.м17927.д18413.м1711 в28.д19914.д2313 в29.д16 н715.д23530.д2010девиантное поведение подросток

Девочки: ИА высокий - 0%; средний - 88,3%; низкий -11,7%.

ИВ высокий - 23,5%; средний - 76,5%; низкий - 0%.

Мальчики: ИА высокий - 15,4%; средний - 46,1%; низкий - 38,5%.

ИВ высокий - 38,5%; средний - 61,5%; низкий - 0%

Девочки (средний балл) - ИА = 20,1 (норма); ИВ = 8,3 (норма)

Мальчики (средний балл) - ИА = 18,2 (норма); ИВ = 9,7 (норма).

 


Информация о работе Исследование девиантного поведения у старших подростков