Исследование конфликтов в ВУЗЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Высшая школа как социальная организация и элемент общественной структуры не может находиться вне противоречий и столкновений, переживаемых обществом. Это порождает проблемы в управлении учебным процессом, снижает эффективность воспитания студентов, отрицательно влияет на уровень социального самочувствия профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время конфликты в вузе наиболее полно изучены с точки зрения управленческой практики и администрирования образовательного процесса.

Содержание

стр.
РАЗДЕЛ I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ…………………………...



3
РАЗДЕЛ II.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ…...............

18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…
24
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………...…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Pasha_ispravlenno.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)
  • меньше стоимость. Затраты на получение данных лишь относительно небольшой части всей совокупности меньше, чем при сплошной переписи.
  • короче сроки. По тем же причинам данные выборочного обследования можно собрать и обобщить быстрее, чем при сплошной переписи. Это особенно важно, когда сведения нужны срочно.
  • шире область применения. При некоторых видах обследований для сбора данных необходимо привлечь высококвалифицированный персонал или воспользоваться специальным оборудованием; как правило, и то и другое ограничено. В этих случаях сплошное обследование невозможно. Выборочные обследования имеют более широкую область применения и дают большую возможность получать сведения самого разнообразного характера.
  • больше достоверность. Это утверждение может показаться парадоксальным, однако... Если общий объем работы меньше, то можно привлечь более квалифицированный персонал, лучше его подготовить, более тщательно контролировать проведение обследования и обработку его результатов. Поэтому выборочное обследование может дать более достоверные сведения, чем соответствующее сплошное обследование.

Для проведения пилотажного исследования была выбрана стихийная выборка. Она включает в себя 50 респондентов. Это количество является достаточно репрезентативным для утверждения или отрицания поставленных гипотез. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов. Однако, более половины опрошенных (29 человек) обучаются на 1 курсе, что позволяет подробно изучить конфликтную ситуацию в наиболее чувствительной к внешним изменениям среде – среде молодых людей, проходящих процесс адаптации в вузе.

В исследовании приняли участие студенты Института государственного и муниципального управления НИУ «БелГУ» как типичные представители студенческой молодежи. Половозрастной состав выборочной совокупности охватывает три возрастные группы (16-17, 18-19, 20-25 лет) обоих полов. Подобная группировка позволяет изучить степень конфликтности, особенности конфликтного поведения студентов разных возрастов.

Методы сбора и обработки информации. При проведении исследования для сбора первичных данных использовался метод опроса (анкетирования). Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить распределения человеческих мнений, аттитюдов и типов поведения, задавая людям вопросы, на которые они дают определенные ответы.

Положительными качествами данного метода сбора первичной информации, являются:

1) экономность – и в смысле затраты средств, и в отношении времени сбора первичной информации.

2) широта охвата разнообразных проблем конфликтности.

3) возможность использования современных возможностей стандартизации вопросов анкеты (с использованием закрытых вариантов вопросов и ответов).

Метод опроса используется ввиду следующих особенностей предмета исследования:

  1. Изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, (такие источники вообще отсутствуют).
  2. Предмет исследования недоступны для наблюдения (наблюдение является в данном случае необоснованно трудоемким  и зачастую не может быть объективным по отношению к конфликтующим сторонам).
  3. Предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

Инструментарий исследования. В качестве инструментария исследования использована специально разработанная анкета.

Анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Познавательные возможности метода реализуются в вопрос-ответном общении социолога и респондента. Поэтому главным познавательным инструментом опроса выступает вопрос, т.к. именно при помощи вопросов социологи получают в виде ответов респондентов совокупность единиц эмпирической информации, которая позволяет установить социальные факты, служит основой для построения индексов и показателей. Поэтому самый сложный этап составления анкеты - формулировка вопросов, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты.

По смыслу формулировки: 1) прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые вопросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.

По содержанию получаемой информации: 1) вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения); 2) вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен; 3) вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и, обязательно, гарантируется анонимность ответов.

Вторая часть анкеты – основная, направленная на получение необходимой  информации.  Она  содержит  три блока вопросов:

  1. Вопросы, направленные на изучение конфликтов между студентом и преподавателем.
  2. Вопросы, направленные на изучение конфликтов между студентами (в студенческой среде).
  3. Общие вопросы, направленные на выявление основных тенденций в корреляции степени конфликтности, а также особенностей конфликтного поведения и мотивации обучения в университете. Кроме того, данный раздел содержит вопрос, предлагающий студенту оценить конфликтную ситуацию в университете в целом.

В третьей части анкеты – «паспортичке» – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, год обучения. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение.

Данная структура анкеты соответствует требованиям к содержанию, принятым в научном сообществе.

В анкете используются следующие виды вопросов:

1) открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1,2), прямые, косвенные (согласен, несогласен).

2) дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов).

В анкету включены вопросы, направленные на исследование конфликтности студента (вопросы 4, 5, 6), конфликтности преподавателей (1-3,8), конфликтной  ситуации в студенческой среде (10, 12), контрольный вопрос (16), вопрос о причинах (9) и о значении и последствиях конфликтов (7, 8, 14, 15).

Количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут несет в себе больше случайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому наиболее оптимальным считается заполнение анкеты в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов. Однако при проведении, например, оперативных социологических исследований оптимальный объем опросника составляет 10-15 вопросов.

Обработка первичной информации производилась в программе Еxcel пакета программ Microsoft Office 2007, данная программа позволяет облегчить работу исследователя, проводящего анализ первичных данных, а также включает возможность логических и прочих вычислений.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Исследование конфликтов в психологии [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб. : Питер, 2001. – С. 202-206.
  2. Астраханцева Ю.Л. Социально-психологическая архитектоника совершенствования межличностных отношений студентов в современных вузах социального профиля: дисс. …канд. псих. наук. [Текст] /  
    Ю.Л. Астраханцева.– М., 2001. – 214 с.
  3. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. 3-е изд. [Текст] / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Университетское, 2002. – 318 с.
  4. Всероссийский Центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): – Режим доступа: http://wciom.ru. – Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer.
  5. Гительмахер, Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект [Текст] / Р.Б. Гительмахер. – Иваново: ИГУ, 2005. –321 с.
  6. Гончаров, М.А. Поведение в конфликтах / М.А. Гончаров // Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М. А. Гончаров. 2-изд., стер. М.,  2008. – 436 с.
  7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
  8. Дмитриев, А.А. Введение в общую теорию конфликта [Текст] / А.А. Дмитриев., С.В. Кудрявцев. – М., 2003. – 123 с.
  9. Елизаров, А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия [Текст] / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. – № 2. – С. 31-45.
  10. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. – М., 2005. – 102 с.
  11. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты [Текст] /  
    Е.Н. Иванова. – СПб.: Эксперимент, 2007. – 70 с.
  12. Козер, Л.А. Реалистический и нереалистический конфликт [Текст] // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. –СПб. : Питер, 2001. – С. 59-67.
  13. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст] / Г.И. Козырев. – М. : Владос, 2009. – 223 с.
  14. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб. : Лань. 2009. – 322 с.
  15. Крогиус, Н.В. Личность в конфликте [Текст] / Н.В. Крогиус. – Саратов : СТУ, 1997. – 200 с.
  16. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2000.
  17. Олейник, А.Н. Основы конфликтологии [Текст] / А.Н. Олейник. – М. : АПО, 2002. – 316 с.
  18. Орлова, Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации [Текст]/ Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб. : Питер, 2001. – С. 380-403.
  19. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта [Текст] / Л.А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М., 1997. – С. 126-143.
  20. Розанова, В.А., Беседина, Н.Н. Психологические особенности конфликтов [Текст] / В.А. Розанова, Н.Н. Беседина // Управление персоналом. – 2004. – № 3. – С. 88-102.
  21. Рыбакова, M.M. Конфликты и взаимодействие и педагогическом процессе [Текст] / М.М. Рыбакова. – М. : Просвещение, 2001. – 181 с.
  22. Сулимова, Т.C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов [Текст] / Т.С. Сулимова. – М. : Институт практ. психологии, 2006. – 117 с.
  23. Тарабаева, В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями [Текст] / В.Б. Тарабаева // Семейная психология и семейная психотерапия. – 1997. – № 1. – С. 42-52.
  24. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.- Режим доступа: http://belg.gks.ru. – Систем. требования: IBM PC; Internet Explore
  25. Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика [Текст] /  
    Э.А. Уткин. – М. : Эксмо, 2008. – 335 с.
  26. Федеральное агентство по делам молодежи.- Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/regionmain/region34/analysis/– Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer.
  27. Шейнов, В.П. Управление конфликтными ситуациями. Рекомендации для руководителей [Текст] / В.П. Шейнов. – Минск, 2000. – 185 с.
  28. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов.- М. : Добросвет, 1998. – 596 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. М., 2000; Шереги Ф.Э. Социология образования, прикладные исследования. М., 2001; Бабинцев В.П. Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста. Белгород, 2010; Данакин Н. С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Механизмы социальной регуляции и технологии управления конфликтом // Социально-политический журнал. 1998. №3.

2  Астраханцева Ю.Л. Социально-психологическая архитектоника совершенствования межличностных отношений студентов в современных вузах социального профиля: дисс. …канд. псих. наук. М., 2001. С. 101-102.

3 Азарова Ю.П. Мастерство воспитателя. М., 1991.


Информация о работе Исследование конфликтов в ВУЗЕ