Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние психологической совместимости супругов на удовлетворенность браком.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ современной научной и популярной литературы в области психологии семьи;
2) подобрать и использовать комплекс психодиагностических методик для диагностики межличностных супружеских отношений в практической деятельности;
3) выявить связь между психологической совместимостью супругов и их удовлетворенностью браком;
Введение
Глава I Теоретические аспекты в исследовании супружеских отношений
1.1 Семья и психологическая совместимость супругов как объект изучения в социальной психологии
1.2 Психологическая совместимость супругов и ее влияние на удовлетворенность браком
Выводы по первой главе
Глава II. Исследование психологической совместимости супругов, ее влияние на уровень удовлетворенности браком
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность. [18]
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. [18]
Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. [18]
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. [18]
Тимати Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу. [18]
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая |
адаптивное поведение |
5-8 баллов – умеренная |
|
9-12 баллов – высокая |
экстремальное до патологии поведение |
13-16 баллов - экстремальная |
рис. 1
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на диаграмму (рис. 1), при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. [18]
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. [18]
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
13-16 – диктаторский, властный,
деспотический характер, тип сильной
личности, которая лидирует во
всех видах групповой
9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 – критичный, необщительный,
испытывает трудности в
0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 – дружелюбный и
любезный со всеми, ориентирован
на принятие и социальное
0-8 – склонный к сотрудничеству,
кооперации, гибкий и компромиссный
при решении проблем и в
конфликтных ситуациях, стремится
быть в согласии с мнением
окружающих, сознательно конформный,
следует условностям, правилам и
принципам "хорошего тона" в
отношениях с людьми, инициативный
энтузиаст в достижении целей
группы, стремится помогать, чувствовать
себя в центре внимания, заслужить
признание и любовь, общительный,
проявляет теплоту и
VIII. Альтруистический
9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. [18]
Тест-опросник удовлетворенности
браком – предназначен для эспресс-диагностики
степени удовлетворенности-
Тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответов. [18]
При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Высокий балл говорит о высокой удовлетворенности браком. [18]
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0-16 баллов – полная неудовлетворенность браком;
17-22 – значительная
23-26 – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность;
27-28 – частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность;
29-32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность;
33-38 – значительная
39-48 –практически полная удовлетворенность.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с другими людьми.[18]
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
В нашем исследовании приняли участие 17 супружеских пар (50% женщин и 50% мужчин в возрасте от 17 до 74 лет), стаж совместной жизни которых от 2 до 51 года.
Респондентам предлагалось оценить себя по 128 личностным характеристикам.
Для начала рассмотрим каждую супружескую пару в отдельности для того, чтобы оценить психологическую совместимость партнеров с помощью методики межличностных отношений Т. Лири. Также оценим их удовлетворенность браком.
Так как четкой теории, с помощью которой можно определить совместимость супругов в настоящее время в психологии семьи нет, мы решили оценить совместимость в супружеских парах в рамках мотивационного подхода, предложенного Эйдемиллером и Юстицкис, в котором, как мы уже отмечали, лежит представление о том, что у совместимых в потребностном плане личностей в ходе межличностного взаимодействия потребности удовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в их отношениях. [15, 40]
Первые четыре типа межличностных отношений — 1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6). [20]
Мы предположили, что совместимыми можно считать пары, где один из супругов относится к первым четырем из восьми типов межличностных отношений (назовем их I категория), а второй – ко вторым четырем (II категория), пары, где оба супруга относятся ко II категории. К несовместимым – где оба супруга относятся к I категории.
Итак, мы условно разделили супружеские пары на 2 группы, среди которых образовались 2 подгруппы: удовлетворены браком и не удовлетворены.
Совместимые пары – 14, из них 10 удовлетворены, 4 не удовлетворены браком. Несовместимые – 3 пары, среди которых все удовлетворены браком.
Таким образом, получаем противоречивые результаты, представленные на таблице 1.
Таблица 1. Зависимость удовлетворенности браком от совместимости характеров супругов.
Удовлетворены браком |
Не удовлетворены | |
Совместимые |
71% |
29% |
Несовместимые |
100% |
Э. Локки, изучая связь удовлетворенности браком и личностных качеств супругов, установил, что в основе субъективной удовлетворенности и стабильности брака лежит не принцип дополнительности личностных свойств, а принцип их сходства. [15, 40]
К опрошенным нами семьям, в которых наблюдается сходство личностных свойств супругов, относятся: 6, 7 и 16, в которых у супругов полностью совпадает тип отношения к окружающим. В паре 16 оба супруга практически полностью удовлетворены браком, а в парах 6 и 7 мужчина удовлетворен браком значительно, а женщина – полностью.
В семье 9 также наблюдается сходство типов, мужчина отнес себя к Дружелюбному типу, а женщина Альтруистическому, причем у обоих супругов выраженность поведения патологическая. Мужчина полностью удовлетворен браком, а женщина удовлетворена и не удовлетворена в равной степени. В семье 4 супруги скорее удовлетворены, чем не удовлетворены браком. В семье 17 женщина набрала одинаковое количество баллов по пяти типам. Так как большинство из них находятся в части доминирования, а тип межличностных отношений у мужчины – Авторитарный, мы решили отнести эту семью в данную группу. Они значительно удовлетворены браком.