Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:14, реферат
Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженное идеологическое звучание.
1. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ
1.1. “Коперниковский переворот” : замыслы и итоги
1.2. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа
1.3. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА
2.1. Случай и суеверие. Невроз и религия
2.2 Происхождение религии
2.3. Табу как форма социальной регуляции
2.4. Теория атеизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
такой степени потеряла контакт с природой, что пришла к мысли, будто религия -
это лишь особый вид умственного расстройства без сколько-нибудь ясно
выраженного смысла. Глядя на это с безопасного расстояния, скажем из Центральной
Африки или из Тибета, мы, несомненно, смогли бы убедиться, что данная прослойка
просто-напросто
спроецировала собственные
расстройства на нации, которыми все еще владеют вполне здоровые инстинкты».
IV. Критика идей Карла Юнга
Многие современники К.
Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно
сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты
признаны, некоторые отвергнуты.
Определенной ошибкой,
точнее, упрощенным взглядом на вещи,
можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не
учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к
определенной однобокости теории.
И все же, интерес к
идеям автора теории «архетипов» сохраняется и по сей день. Первые шаги культура
делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и
неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое
преобладало в
мотивации и поведении
след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо
и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и
иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной,
убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.
Библиография
1. К. Г. Юнг «Архетип и
символ», М., 1991
2. «Введение в
культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС, 1995
3. Гердер И. Г. «Идеи к
философии истории человечества», М., 1977
4. Л. И. Бондаренко
«Моя жизнь – история реализации бессознательного», “Человек” № 2, 1995
5. К. Г. Юнг «Эпилог»,
“Человек” № 2, 1995
Культура и
коллективное бессознательное
Реферат «Культорологические
концепции Зигмунда Фрейда и Карла
Густава Юнга»
План
Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг
Культурологическая концепция Карла Густава Юнга
Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда
Карл Густав Юнг и Зигмунд Фрейд - двое великих ученых современности. Теория Фрейда произвела фурор в мировой психологии, а Юнг, как его последователь, развил его идеи. Однако в их работах есть и идеи, касающиеся культуры. Фрейд и Юнг выработали собственные культурологические концепции, которые, хотя и во многом спорны, занимают достойное место в системе культурологических знаний.
Фрейд и Юнг пересекались не только в своих воззрениях и работах, но и в жизни.
В 1890 году Юнг
начинает работать ассистентом в
психиатрической клинике в
В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба.
Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1
912 году дружественные
отношения между учеными
Культурологическая концепция Карла Густава Юнга
Всю свою жизнь Карл Густав Юнг уделял значительное внимание вопросам культуры.
Если попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.
Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.
Изучая поведенческую
мотивацию поступков как
По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой - ценой отказа от единения с “душой” природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.
В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, идентично у всех людей и образует тем самы
м всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”.
По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные “животные” поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение
и т. п. Содержанием “коллективного бессознательного” являются общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как в мифах, так и в магии, алхимии и т. д.
Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они по сути являются источником мифологии, искусства, религии, философии.
Хотя впервые
об архетипах заговорил именно Юнг,
он сам утверждал, что сам феномен
архетипа знаком человечеству уже давно,
практически с момента
Однако, если по
догматическим принципам
По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик. Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение “коллективного бессознательного” ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.
По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это - вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии - идею архетипов коллективного бессознательного. Это - некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь понятие архетипа приближается к миру платоновских идей. Вторая главная тема его исследований - духовная жизнь европейского человека и выявление причин, влекущих за собой иррациональное саморазрушение человеческой личности и общества. Размышления на эту тему изложены автором в фундаментальном труде "Психологические типы. Психология индивидуализации". Юнг выделяет четыре "полюса" сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его лишь один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство - интуицией. Определяющая роль первой пары характерна для западного человека. Очевидно, что чувство и интуиция, будучи "незадействованными", вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары "полюсов" к бессознательной Юнг называет "энантинодромией" (противобежностью). Термины "экстравертный" и "интровертный" относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей; первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже во многом зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако "чистых" экстравертов или интровертов практически не существует. Любой из типов также подвержен энантинодромии, что вызывает различные обостренно болезненные состояния. По мысли Юнга, избежать этого возможно только посредством "индивидуации" - достижения полной согласованности четырех полюсов сознания путем постижения собственной личности, "самопознания", овладения всем спектром ее практических возможностей.
Многие современники Карла Густава Юнга восприняли его идеи в штыки, как восприняли в начале и идеи Фрейда. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты.
Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.
И все же, интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.
Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда
" ..."Культура" обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми...
...К культуре
мы относим все формы
Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. В работе "Неудовлетворенность в культуре" (1930) Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", наличие в психике у человека типических форм реагирования.
Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он пытался и стремился судить о развитии человечества в общем по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам. Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, считал Фрейд, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, по неволе признаваемую им, беспомощность. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.