Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженное идеологическое звучание.

Содержание

1. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ
1.1. “Коперниковский переворот” : замыслы и итоги
1.2. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа
1.3. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА
2.1. Случай и суеверие. Невроз и религия
2.2 Происхождение религии
2.3. Табу как форма социальной регуляции
2.4. Теория атеизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Надо заметить, что Фрейд переносит на все  человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии.

Рассматривая  культуру со стороны невротика, Фрейд  квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. Он писал, что если вообразить, запреты культуры сняты и что всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, которая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, вправе взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения, - то какая красота, какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается  равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей, и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится  между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его  наслаждений (за это он и стремится  избавиться от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. С точки зрения Фрейда культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы. Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы.

В целом, на взгляд некоторых обывателей, концепция Фрейда нуждается во многих поправках, она отнюдь не бесспорна, но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав концепцию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная концепция усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях, как, впрочем, и работы Юнга.

В заключении можно отметить, что концепция Карла Густава Юнга стала символом бессознательных, а концепция Зигмунда Фрейда - подсознательных потребностей человека. Что в настоящее время активно используется современными авторами.

Список использованной литературы

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фрейд З. Неудовлетворенность  культурой. М., 1990.

Юнг К.Г. Архетип  и символ. М., 1991.

Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. М., 1991.

Советский Энциклопедический  Словарь. М., 1989.

Концепция художественного  творчества в статье К Г Юнга Психология и поэтическое творчество. Культура и бессознательное начало человека Концепция Зигмунда Фрейда и Карла  Густава Юнга. Культура и бессознательное  начало человека Основные позиции концепций Карла Густава Юнга. Реферат на тему Психологическая интерпретация культуры концепция З Фрейда и К Г Юнга. Сравнение подходов Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга к пониманию природы человека. Сознательные и бессознательные основные идей психоанализа Фрейда и Юнга по философий. В чем заключалась новизна подхода Зигмунда Фрейда рассмотрению человеческой природы. Кому из ученых принадлежит авторство концепции архетипов культуры юнгу или фрейду. Сравнение теорий сознательного и бессознательного Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное в концепциях фрейда и юнга Москва Россия Москве. В чем суть культурологической концепции З Фрейда и К Юнга Москва Россия Москве. Культура и бессознательное начало человека культурологическая теория З Фрейда. Реферат Психологическая интерпретация культуры концепция З Фрейда и К Г Юнга. Культурологические концепции европейских ученых века начало Идеи Фрейда Юлии. Культура и бессознательное начало человека культурологическая теория фрейда. 
 
 

Реферат «Карл  Ясперс»  

Карл Ясперс Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и  крестьян, мать - из местного крестьянского  рода.

В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и  поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины.

Во все периоды  жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился и у молодого естествоиспытателя - ведь медицина принадлежала к естественным наукам - не без влияния его жены, и "философствование на уровне экзистенции",

о котором позднее  так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни.

Окончив медицинский  факультет и получив профессию  врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год  работал научным ассистентом  в психиатрической и неврологической  клинике в Гейдельберге. Здесь  он написал свою первую большую работу "Всеобщая психопатология" (1913) , которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. После зашиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований (еще студентом Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса) , а также патография выдающихся личностей (модная в то время тема гений и болезнь) . Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его творчеством.

В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию мировоззрений", которая затрагивала  уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.

В 1931-1932 годах  вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над которым он работал больше десяти лет. В нем  нет изложения философской системы  в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

Однако с приходом национал - социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни  филосо

фа. В 1937 году его  отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, - в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: "Об истине" (1947) , "Вопрос о вине" (1946) , "Ницше и христианство" (1946) , "О европейском духе" (1946) , "Истоки истории и ее цель" (1948) , "Философская вера" (1948) . На первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе?

В послевоенные годы Ясперс - один из духовных лидеров  Германии. Он обращается к соотечественникам  не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.

Он все отчетливее формулировал тему своей философии. Ею в конце концов оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия; не случайно понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса при анализе человеческой экзистенции: ситуация с ее неповторимой констелляцией событий, задающих историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину, - это и есть содержание того, что Ясперс связывает со словом "время", "эпоха"; мир есть для Ясперса "фактическая действительность во времени".

Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения: в отличие от академических философских направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией свободного размышления, лишенного стремления вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Организация материала у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам, чем строго систематического вывода, к какому стремились неокантианцы, неогегельянцы, неопозитивисты. Именно в таком свободном стиле, приближающемся к философской публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него нет эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии систематическое единство, которое всегда отождествлялось с научностью (вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и др.) . Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке возродилась отчасти в "философии жизни" и "философии культуры" - у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других.

Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.  
 

Похожие рефераты на тему «Карл Яспе

Информация о работе Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом