Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности ситуативной и личностной тревожности студентов с табачной аддикцией.
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить основные аспекты проблемы тревожности в психологии
2. Исследовать особенности табачной аддикции у студентов
3. Провести экспериментальное исследование ситуативной и личностной тревожности и выявить связь между их различными проявлениями и табачной аддикцией.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.............6
1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии ………6
1.2. Табачная аддикция: понятие и последствия..…………………….14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ………………………………………….…………18
2.1. Цель, задачи, методики исследования…………………………....18
2.2. Анализ и обработка результатов.....................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27
Проблема тревожности – одна из актуальных вопросов психологической науки. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей способствует преодолению ряда трудностей, например, таких как табачная аддикция. А табак, в свою очередь, является второй по значимости причиной в структуре смертности в мире. Среди предотвратимых причин смертности курение табака занимает первое место в мире, однако от 3,5 до 5,4 миллионов человек ежегодно умирают в результате проблем со здоровьем, вызванных курением. В развитых странах (например, в США) продолжительность жизни курильщиков в среднем на 13 лет меньше, по сравнению с некурящими. При сохранении текущих тенденций в области курения к 2030 году табак будет ежегодно приводить к 10 миллионам случаев смерти. Половина курящих сегодня людей (около 650 миллионов человек) в конечном итоге погибнет от табака
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ
2.1. Цель, задачи, методики исследования.
Цель: эмпирическое исследование тревожности у студентов с табачной аддикцией.
Задачи:
- определение выборки,
в которую были включены
- определить степень
- определение ситуативной и личностной тревожности как у экспериментальной, так и у контрольной группы;
- обработка результатов
и их количественный и
Для изучения ситуативной и личностной тревожности студентов и ее изменений в зависимости от стажа курения были использованы следующие методики:
Тест для определения никотиновой зависимости
Автор: шведский врач Карл Фагерстром.
Цель методики: определение степени никотиновой зависимости.
Описание методики: опросник "Степень никотиновой зависимости", который определяет связь между индивидуальным баллом и тяжестью проявления абстинентного синдрома. Чем выше балл, тем сильнее будет проявляться абстиненция и тем больше сил надо будет приложить для преодоления этой вредной привычки. На самом деле тест на никотиновую зависимость содержит не так много вопросов, и пройти его можно всего за минуту. Сама методика представлена в приложении 1.
Тест «Исследование тревожности»
Автор: Ч.Д.Спилбергер (адаптирован Ю.Л.Ханиным.)
Цель методики: определение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Описание методики: измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Шкалы и стимульный материал представлены в приложении.
На первом этапе мы исследовали степень тяжести никотиновой зависимости у курящих студентов. Результаты показаны на рис. 1.
Рис. 1. Степень тяжести никотиновой зависимости.
Легкая никотиновая
зависимость выявлена у
Данные полученные с помощью методики «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) были разделены на две части для того чтобы наглядно увидеть разницу между курящими и некурящими испытуемыми. На рисунке 2 продемонстрированы результаты некурящих испытуемых.
Рис. 2 Уровень ситуативной и
Низкий уровень
ситуативной тревожности (
С личностной
тревожностью у некурящих
На рисунке
3 изображены результаты
Рисунок 3. Ситуативная и личностная тревожность студентов с никотиновой аддикцией.
На рисунке видны следующие показатели ситуативной тревожности у курящих студентов: низкая степень выявлена у 6(40%) испытуемых, средняя у 5(33%) высокая у 4(27%). Средний результат по группе курящих = 32,8.
По шкале
«личностная тревожность» у
Итак, обобщив все данные мы сможем сделать следующие выводы:
- что среднегрупповой уровень ситуативной тревожности примерно равен как у аддиктивных (32,8 балла) так и у не курящих студентов(32,5 балла). Таким образом мы можем предположить что этот вид тревожности не является отличительной чертой курильщиков.
- по шкале «личностная тревожность» у подгруппы с курящими испытуемыми более высокие результаты, чем у второй: 37,9 балла – не курящие испытуемые и 43,8 у испытуемых с табачной аддикцией. Эти результаты дают основание предполагать, что возникновению табачной аддикции способствует предрасположенность субъекта к тревоге и наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Таким образом, экспериментальная гипотеза, заявленная в работе получила лишь частичное подтверждение, т.к. у студентов с табачной аддикцией от некурящих студентов отличаются более высоким уровнем личностной тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темой данной работы является «Исследование ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией». Цель работы заключалась в изучении особенностей ситуативной и личностной тревожности студентов с табачной аддикцией.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы (студенты с табачной аддикцией имеют более высокие уровни ситуативной и личностной тревожности по сравнению с некурящими) был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям проблемам тревожности и табачной аддикции, выбраны и проведены методики для проведения экспериментального исследования: тест для определения никотиновой зависимости (Тест Фагерстрома), тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Во второй главе курсовой работы «Экспериментальные исследования особенностей ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией» рассматривали особенности тревожности курящих студентов в сравнении с некурящими. В исследовании приняли участие студенты очного отделения различных вузов г. Чебоксары в возрасте от 18 до 24 лет. Сначала экспериментальным путем определили степень тяжести никотиновой зависимости курящих испытуемых для обнаружения связи между тревожностью и интенсивностью табакокурения. Далее определили уровни ситуативной и личностной тревожности у подгруппы курящих отдельно от подгруппы некурящих. И в заключении сопоставили и статистически обработали результаты. Опираясь на результаты данного экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:
- ситуативная тревожность не является отличительной чертой курильщиков и примерна равна результату подгруппы некурящих студентов;
- по шкале «личностная тревожность» у подгруппы с курящими испытуемыми более высокие результаты, чем у второй. Эти результаты дают основание предполагать, что возникновению табачной аддикции способствует предрасположенность субъекта к тревоге и наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Таким образом,
экспериментальная гипотеза, заявленная
в работе получила лишь
ЛИТЕРАТУРА