Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:58, курсовая работа
Цель работы — дать характеристики психологическим концепциям и теориям личности. Задачи работы:
1)Дать общее представление о личности.
2)Рассмотреть психологическую структуру личности.
3Рассмотреть формирование и развитие личности.
4)Определить основные факторы развития личности.
Введение …………………………………………………………………………..4
Общее представление о личности ………………………………………………6
Психологическая структура личности ………………………………………….8
Формирование и развитие личности…………………………………………...10
Основные факторы развития личности………………………………………...12
Заключение…………………………
Комитет по образованию и науки Администрация Волгоградской области
ГОУ СПО «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Управленческая психология»
По теме «Исследование структуры личности»
Выполнил:
студентка группы М-18
Плюшко-Волковинская Ю.М.
тел. 89880129825
Проверил:
преподаватель
Муковникова Н.А.
Оценка:
План:
Введение …………………………………………………………………………..
Общее представление о личности ………………………………………………6
Психологическая структура личности ………………………………………….8
Формирование и развитие личности…………………………………………...10
Основные факторы развития личности………………………………………...12
Заключение……………………………………………………
Список литературы:
1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под
ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
2. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. –
М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
3. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. –
М.: Изд-во «Центр», 1997.
Введение
В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.
Абсолютное большинство психологов признает, что личность представляет собой сложное, внутренне структурированное образование. Однако по вопросу о том, какие структурные элементы образуют личность, существуют большие разногласия. Понимание внутренней структурированности личности находится в прямой зависимости от истолкования понятия «личность».
В изучении и исследовании такой темы, как структура личности, следует иметь в виду многозначность и дискуссионность понимания личности, отличие понятия «личность» от смежных понятий психологии: человек, индивид, индивидуальность. Следует также учитывать специфику подхода психологии к изучению личности, его отличия от социально-философского и социально-психологического . Необходимо рассматривать личность строго как источник социальной жизни, как ее элемент, как субъект психосоциальных взаимодействий.
Объектом изучения является личность с точки зрения психологии.
Предмет исследования — понимание структуры личности и теории личности как отечественных, так и зарубежных психологов, их значимость и ценность, их отличия и общие черты.
Цель работы — дать характеристики психологическим концепциям и теориям личности. Задачи работы:
1)Дать общее представление о личности.
2)Рассмотреть психологическую структуру личности.
3Рассмотреть формирование и развитие личности.
4)Определить основные факторы развития личности.
I. Общее представление о личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека - от его телесного бытия до духовного - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова
К. Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.
Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности.
Личность - это организм и его высший представитель - мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы - все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность - это член общества и его продукт. Отношение “индивид - общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
Когда человека можно считать личностью?
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
II. Психологическая структура личности
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли достаточно полно характеризуют личность:
Уверенность в себе - неуверенность.
Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого воображения).
Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.
Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.
Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).
Мягкость - черствость, цинизм.
Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
Добросердечие, мягкость - злобность,черствость.
Реализм - аутизм.
Сила воли - безволие.
Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.
Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.
Уверенность - неуверенность.
Взрослость - инфантилизм.
Тактичность - бестактность.
Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).
Веселость - грустность.
Очарованность - разочарованность.
Общительность - необщительность.
Активность - пассивность.
Самостоятельность - конформность.
Экспрессивность - сдержанность.
Разнообразие интересов - узость интересов.
Чувствительность - холодность.
Серьезность - ветреность.
Честность - лживость.
Агрессивность - доброта.
Бодрость - веселость.
Оптимизм - пессимизм.
Смелость - трусость.
Щедрость - скупость.
Независимость - зависимость.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
обладание чувством юмора;
развитые творческие способности;
неприятие условностей;
озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
способность к глубокому пониманию жизни;
установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
открытое и честное поведение во всех ситуациях;
способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
III. Формирование и развитие личности
Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.
Сначала представим себе самую общую картину этого процесса. Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д.. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.