Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить влияние темперамента на формирование характера.
Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
Вывод…………………………………………………………………………..27
Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод……………………………………………………………………….….37
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования
темперамента и характера детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод…………………………………………………………………
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Введение
Проблема
характера актуальна ввиду
Разработка
общих и частных вопросов, связанных
с анализом и описанием устойчивых
специфических проявлений индивидуальности,
сосредотачивает на себе внимание многих
исследователей. При этом исследования
характера носят
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Причем, в старшем дошкольном возрасте, который является этапом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. При этом учет индивидуальных особенностей старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
Изучение
типологических особенностей человека
является проблемой, для решения
которой, начиная с античности и
до наших дней, использовалось немало
различных направлений. Несмотря на
то, что сегодня отсутствует
Исследования темперамента и характера наиболее полно представлены в трудах таких известных ученых в области психологии, как А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, Д. Б. Эльконин, У. Норманн, А. Ф. Лазурский, А. Е. Личко, А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Г. Юнг и др. Однако, несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов, проблема влияния темперамента на формирование характера личности представляется актуальной и современной.
Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, наблюдение, беседа, тестирование.
Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования
1. 1. Особенности проявлений темперамента
детей старшего дошкольного возраста
Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность. Многими экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека. Одной из важнейших врожденных характеристик человека является темперамент.
Проблема темперамента является одной из наиболее разработанных проблем в психологии, при этом существует огромное количество определений данного понятия. На наш взгляд, наиболее точное определение данному термину дано Б. М. Тепловым: темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой. [29]
В структуре темперамента Б. Ф. Ломов выделяет три основных компонента:
В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной поведенческой особенности к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер. [10] Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности. Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов.
Так, С. Л. Рубинштейн считает, что свойства темперамента:
В. М. Русалов предлагает следующие семь критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. По мнению автора, рассматриваемое психологическое свойство:
Согласно учению И. П. Павлова, физиологической основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека. Индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения.
К числу основных свойств нервной системы относятся сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность:
Таким образом,
свойства темперамента проявляются
в динамике психических процессов
и степени активности индивида, а
сам темперамент самым тесным
образом связан с деятельностью.
Эти положения были развиты в
последующих исследованиях
Современные
психологи к свойствам
Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типам темперамента. Древнейшее учение о темпераментах принадлежит Гиппократу, основы типологии которого сохранились и в настоящее время: в психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. [7]
Подробная характеристика типов темпераментов в описании Б. М. Теплова [29] представлена в таблице 1 (приложение 1). При этом следует отметить, что было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого.
В раннем
и дошкольном возрасте, в связи
с расширением сферы
Информация о работе Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста