Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить влияние темперамента на формирование характера.
Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
Вывод…………………………………………………………………………..27

Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод……………………………………………………………………….….37

Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 119.90 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 

Введение 2

 

Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера  детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5

1. 1.   Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5

1. 2.   Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10

1. 3.   Влияние темперамента на формирование характера 17

1. 4.   Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20

Вывод…………………………………………………………………………..27

 

Глава 2.  Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29

2. 1.  Организация опытно-экспериментальной работы 29

2. 2.  Анализ результатов исследования ..….…..31

Вывод……………………………………………………………………….….37

 

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Приложения 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

Проблема  характера актуальна ввиду постоянного  интереса к ней психологов, так  как понятие «характер» – одно из самых востребованных и противоречивых в современной психологии. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Поэтому формирование характера – самая важная задача, когда-либо стоявшая перед человеком, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как теперь. Ни одному из предыдущих поколений не приходилось решать такие важные задачи, никогда прежде молодые люди не подвергались таким большим опасностям, как сегодня.

Разработка  общих и частных вопросов, связанных  с анализом и описанием устойчивых специфических проявлений индивидуальности, сосредотачивает на себе внимание многих исследователей. При этом исследования характера носят междисциплинарный  характер, так как он не наследуется  и не является прирожденным, а также  постоянным и неизменным свойством  личности.

Выступая  как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется  в течение всей жизни человека. Причем, в старшем дошкольном возрасте, который является этапом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. При этом учет индивидуальных особенностей старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.

Изучение  типологических особенностей человека является проблемой, для решения  которой, начиная с античности и  до наших дней, использовалось немало различных направлений. Несмотря на то, что сегодня отсутствует общепринятый подход к изучению типологических особенностей человека, а методы их изучения отличаются сложностью и неадекватностью, усилия ученых были не напрасны: расширяя поле научного познания, они готовили почву  для последующих исследований. Анализ критериев, которые использовались в разных подходах к изучению типологических особенностей человека, позволяет определить направление движения научной мысли  и выделить интегральные свойства личности. Знание указанных особенностей необходимо для прогнозирования эффективности  деятельности человека, что определяет практическую значимость проблемы.

Исследования темперамента и характера наиболее полно представлены в трудах таких известных ученых в области психологии, как А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, Д. Б. Эльконин, У. Норманн, А. Ф. Лазурский, А. Е. Личко, А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Г. Юнг и др. Однако, несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов, проблема влияния темперамента на формирование характера личности представляется актуальной и современной.

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить влияние темперамента на формирование характера.
  3. Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
  4. Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, наблюдение, беседа, тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования темперамента и  характера детей старшего дошкольного  возраста; методы их исследования

  
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста

 

Каждый  человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность. Многими экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека. Одной из важнейших врожденных характеристик человека является темперамент.

Проблема  темперамента является одной из наиболее разработанных проблем в психологии, при этом существует огромное количество определений данного понятия. На наш взгляд, наиболее точное определение данному термину дано Б. М. Тепловым: темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой. [29] 

В структуре темперамента Б. Ф. Ломов выделяет три основных компонента:

  • общая активность человека, которая может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности в деятельности до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;
  • эмоциональность, особенности возникновения, протекания и угасания аффектов, чувств, настроений;
  • особенности двигательной или моторной сферы, специфические характеристики мышечной и речевой моторики. [10]

В исследованиях  темперамента, проводящихся в нашей  стране, основным критерием для отнесения  той или иной поведенческой особенности  к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер. [10] Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности. Перечни других признаков или критериев, позволяющих выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей, в значительной степени совпадают у разных авторов.            

Так, С. Л. Рубинштейн считает, что свойства темперамента:

  • зависят от генетически обусловленных свойств организма;
  • им свойственна онтогенетическая «первичность» (т.е. они проявляются в раннем детстве);
  • они сохраняются на протяжении длительных периодов времени;
  • они наиболее типичны для данного человека и проявляются в широком классе ситуаций;
  • они наиболее отчетливо проявляются в максимально трудных для человека условиях, например, в стрессовой ситуации;
  • они не влияют на продуктивность деятельности. [21]

В. М. Русалов  предлагает следующие семь критериев  для отнесения того или иного  психологического свойства к темпераменту. По мнению автора, рассматриваемое  психологическое свойство:

  • не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д);
  • характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
  • универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  • рано проявляется в детстве;
  • устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
  • высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
  • является наследуемым. [20]

Согласно  учению И. П. Павлова, физиологической  основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека. Индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств  двух основных нервных процессов  – возбуждения и торможения.

К числу  основных свойств нервной системы  относятся сила – слабость, подвижность  – инертность, уравновешенность –  неуравновешенность:

  • Сила нервной системы – это способность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды, не приходя при этом в запредельное охранительное торможение. Сильная нервная система отсюда характеризуется такими особенностями как высокая биологическая надежность, большая работоспособность, низкая утомляемость, низкая сензитивность.
  • Слабость нервной системы характеризуется такими полярными качествами как неспособность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды и как следствие высокая предрасположенность к запредельному охранительному торможению. Отсюда слабая нервная система характеризуется такими особенностями как низкая биологическая надежность, малая работоспособность, большая утомляемость, высокая сензитивность.
  • Подвижность нервной системы – это способность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (возбуждение или торможение) к другому и наоборот.
  • Инертность нервной системы – это неспособность или затрудненность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (состояния) к другому и наоборот.
  • Уравновешенность нервной системы – это баланс равновесия между двумя основными физиологическими процессами (состояниями) возбуждением и торможением. [18]

Таким образом, свойства темперамента проявляются  в динамике психических процессов  и степени активности индивида, а  сам темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в  последующих исследованиях отечественных  ученых.

Современные психологи к свойствам темперамента относят также экстраверсию, интроверсию  и сензитивность:

  • Экстраверсия – направленность психической деятельности человека во внешний мир, это жажда внешних впечатлений, коммуникабельность, стремление доминировать в общении, быть в центре внимания людей, желание действовать, а не размышлять.
  • Интроверсия – направленность психической деятельности во внутренний субъективный мир человека, стремление к автономии обособленности в поведении, склонность к самоанализу, самооценка своего поведения, высокая сензитивность, романтичность, сентиментальность. Явное предпочтение мира книг, миру людей. [18]

Различные сочетания закономерно  связанных между собой свойств темперамента называют типами. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типам темперамента. Древнейшее учение о темпераментах принадлежит Гиппократу, основы типологии которого сохранились и в настоящее время: в психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. [7]

Подробная характеристика типов темпераментов  в описании Б. М. Теплова [29] представлена в таблице 1 (приложение 1). При этом следует отметить, что было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи  с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых  процессах, общении со взрослыми  и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается  в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами:

  • во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики;
  • во-вторых, созреванием эндокринного аппарата;
  • в-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента.

Информация о работе Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста