Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить влияние темперамента на формирование характера.
Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
Вывод…………………………………………………………………………..27

Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод……………………………………………………………………….….37

Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 119.90 Кб (Скачать файл)

Но уже  в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности  темперамента проявляются очень  рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная  система у детей близка к слабому  типу. Эта слабость проявляется в  ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному  поведению. О таком поведении  говорят тогда, когда сила реакций  ребенка не соответствует силе раздражителя. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. [25]

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем, оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступает при чересчур сильной и длительной концентрации внимания ребенка на каком-либо одном виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутомление проявляется следующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

 

1. 2.  Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста

 

Термин «характер» в переводе с греческого означает «гравировка», «печать» и означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Это как бы примета человека, паттерн его черт или его жизненный стиль. Также характером можно назвать общее качество личности в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные особенности личности.

Понятия «характер» и «личность» часто используются как синонимы. Причиной этому является, то, что Persona (личность) первоначально означала маску, «характер» – чекан. Первое понятие предполагает внешность, видимое поведение, поверхностные качества; второе предполагает глубокие (возможно врожденные), фиксированные и базовые структуры. [16]

Характер  личности – это сложная психическая структура, неразрывно связанная, прежде всего, с содержательной стороной его поведения, однако, характер не является чисто содержательной характеристикой психики индивида, он испытывает на себе сильное влияние со стороны биологической организации человека, которая обеспечивает его динамическую (темпераментальную) основу. [23]

Итак, характер – это неразрывное целое. Но изучить  и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив  в нем отдельных сторон или  типичных проявлений (черт характера). Черты характера – это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются в процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, под влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.

Характер  определяет:

  • линию поведения человека;
  • индивидуальные особенности психики;
  • особенности его поступков. [4]

Однако, несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Н. Д. Левитов считает, что тип характера – это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. [9]

В первую группу этот ученый выделил общие  черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это  такие качества как принципиальность, честность, мужество и, естественно, их антиподы: малодушие, неискренность.

Во вторую группу входят те черты характера, в  которых проявляется отношение  человека к другим людям. Т.е. общительность  и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.

Третью  группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство  собственного достоинства, адекватная гордость.

Четвертая большая группа черт отражает отношение  человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость  в их преодолении, активность и безынициативность  входят в эту группу.

В зависимости  от того, какие черты характера (положительные  или отрицательные) преобладают  у человека, зависит нравственная характеристика личности. Одни люди характеризуются  как высоконравственные, другие как  безнравственные, принципиальные или  беспринципные, альтруисты или эгоисты, совестливые или бессовестные и  т.п.

Кроме моральных  черт характера, выделяют также черты  характера, которые связаны с  волевыми, интеллектуальными и эмоциональными особенностями человека.

Черты характера  помогают – или мешают – личности устанавливать правильные взаимоотношения  с людьми, проявлять выдержку и  самообладание в решении сложных  жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.

Совокупность  отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который  отражает типичные условия жизни  людей. С помощью психологических типологий исследователи оказываются в состоянии обозреть многомерную реальность самых  разных и вполне конкретных характеров, прогнозировать типичные для данного человека реакции и поступки, установить определенный порядок, категоризировать многообразный эмпирический материал. И все же необходимо помнить, что любая типология – удобная в обращении, но весьма приблизительная модель. Сами типы являются продуктом абстрагирования ученого, в процессе которого многое из уникальности индивидуума неизменно утрачивается. Не существует двух одинаковых людей. Поэтому ошибочно делать слишком смелые обобщения и жесткие прогнозы на основании психодиагностики типологического портрета личности.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Первая по времени  попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию черт характера, основанную на этических принципах. После Платона  в древнегреческой литературе проблемой  характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Он создал множество тонких письменных зарисовок характеров. Эти  описания отличаются проницательностью  и тонкостью наблюдений. Начатая  им традиция получила развитие в эпоху  Возрождения и Нового времени. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств –  нравов – людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. [28]

Одной из наиболее известных явилась классификация, которая еще в начале ХХ века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную  попытку предпринял его американский коллега У. Шеддон, а в наши дни  – К. Леонгард,  Э. Фромм. [8]

На сегодняшний  день в психологии собрано значительное количество зарубежных и отечественных типологий личности, характера. Наиболее известные из них – типологии Э. Кречмера, А. Лазурского, К. Леонгарда, А. Личко, Э. Фромма, У. Шелдона и др.

В современной  зарубежной характерологии можно выделить три направления:

  1. конституционно-биологическое (Э. Кречмер) – характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента;
  2. психоаналитическое (А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.) – характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;
  3. идеологическое (психоэтическая теория Робека) – характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и др. [17]

В отечественной психологии исследование характера связано  с именами Б. Г. Ананьева, А. Ф. Лазурского, Н. Д. Левитова, П. Ф. Лесгафта, Н. О. Лосского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова. Здесь также  можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к  этой теме, можно отметить социально-оценочный  оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических  характеристик.

А. Лазурский  выделяет три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости  от того, насколько среда «давит»  на человека. [8]

Низший  уровень – это недостаточно приспособленные  люди, среда накладывает на них  сверхсильный отпечаток, насильственно  приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными  особенностями каждого отдельного человека. Рассудочный тип, аффективный, активный.

Средний уровень – люди смогли найти свое место в окружающей среде и  использовать ее в своих целях. Непрактичные теоретики-идеалисты, практики-реалисты.

Высший  уровень – это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать. Типы – идеалы: альтруизм; знание: индуктивное, дедуктивное; красота; религия; общество, государство; внешняя деятельность, инициатива; система, организация; власть, борьба.

    Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействия со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. [11]

    Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

  • доброта – эгоистичность,
  • общительность – замкнутость,
  • отзывчивость – безразличие.

    Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже еще в младенческом возрасте.

    Позже формируются другие черты характера:

  • трудолюбие – лень,
  • аккуратность – неаккуратность,
  • добросовестность – злонамеренность,
  • ответственность – безответственность,
  • настойчивость – малодушие.

    Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности. [11]  

Большое значение на развитие черт характера  оказывает стимуляция со стороны  взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может  пагубно сказаться на формировании характера. В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

Итак, в процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются основы характера, и потому необходимо уделять влиянию, которое воспитание в эти ранние годы оказывает на формирование характера ребенка, большее внимание, чем это обычно делается. Однако в корне ошибочна точка зрения тех психологов, которые (как 3. Фрейд и А. Адлер) считают, что в раннем детстве характер человека окончательно фиксируется.

То, каким  будет человек, а точнее, каким  будет его характер, напрямую зависит  от условий, в которые он попал  и от всего, что его окружает. При  этом основную роль в формировании и развитии характера ребенка  играет общение с окружающими  людьми. В характерных для него поступках и формах поведения  ребенок, прежде всего, подражает его  близким взрослым людям. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Такие черты  как доброта, злопамятность, жадность, быстрота мышления и т.д. во многом зависят  от генов. Среда помогает им раскрыться или удерживает их до поры до времени.

В психологии давно стоит проблема биологических  основ характера. В одном варианте рассматриваются генетические основы, в другом – социальные условия. [1]

1.  Генетическая предрасположенность. Генетические задатки человека раскрываются во взаимодействии со средой. Cходство характеров, прослеженное в родословных линиях многими авторами; связь характера, особенно в его патологических формах, с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.);

  1. Социальные условия. Влияет воспитание, школьный период, воспитание родителями, референтные группы (друзья, коллеги т.д.), кризисные ситуации, болезни, самовоспитание. Этим вопросом занимался Э. Фромм,  Б. С. Братусь. [19]

Информация о работе Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста