Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить влияние темперамента на формирование характера.
Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
Вывод…………………………………………………………………………..27

Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод……………………………………………………………………….….37

Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 119.90 Кб (Скачать файл)

     Все эти выводы очень важны для психологии. В частности, они заставляют выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующих эти отклонения. Каждый тип характера – это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность. Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных, очень разнопорядковых свойств.

 

1. 3.  Влияние темперамента на формирование характера

 

Вопрос  о сопряженности темперамента и характера ставился многими психологами. Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: отождествление темперамента и характера, противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, признание темперамента элементом характера, признание темперамента основной природой характера. [14]

Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и  темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

В современной отечественной науке адекватной концептуальной парадигмой исследования типологических свойств человека является системный подход, одно из центральных понятий которого – принцип иерархической организации. С позиций системной психофизиологии психическое и физиологическое оказываются разными аспектами рассмотрения одних и тех же системных процессов, организующих активность физиологических элементов в пределах всего организма для достижения тех или иных полезных результатов. [3] Исходя из этого, типологические свойства человека можно представить в виде трех иерархически связанных между собой уровней: на базовом уровне находятся генотипически определяемые особенности нервной системы, представляющие собой комплекс определённых и устойчивых свойств нервных процессов; на высшем уровне располагаются особенности характера, выражающиеся в поведении человека, составляющие фенотип. Промежуточное интегративное положение между генотипом и фенотипом занимают психодинамические свойства человека (темпераментальный уровень).

Эффективность жизнедеятельности в значительной степени прямо не зависит от свойств базового уровня. «При любом типе нервной системы человек может иметь высокие социальные достижения», – это положение Б. М. Теплова [29]  сегодня справедливо дополнено словами «хотя и в не любом виде деятельности». [2]

В настоящее  время имеются убедительные данные о существовании тесной зависимости  динамических характеристик деятельности от психофизиологических особенностей личности. Высокоэффективная профессиональная деятельность обеспечивается, к примеру, не только приобретенными специальными знаниями, умениями и навыками, но и наличием целого ряда индивидуальных психофизиологических свойств личности. [5]

По мнению В. М. Русалова [22], изолированно рассматривать темперамент, и тем более возводить его в какую-то неизменную форму характера было бы огромной ошибкой. Темперамент не односторонне и тем более не фатально определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. Черты характера и свойства темперамента органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

При этом темперамент, выступает динамической стороной характера, но в отличие  от темперамента характер в большей  степени обусловлен социальными  факторами. Поэтому характер оказывает  сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубыми, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темпераментом, а с другой – при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, но труднее – дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием негативных черт характера.

 

1. 4.  Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

 

Диагностика темперамента, характеризующего динамические особенности личности, осуществляется с помощью разных методических средств. В качестве примера можно привести методику В. М. Русалова ОСТ (оценки структуры темперамента), состоящую из 105 вопросов типа: «Подвижный ли Вы человек?», «Любите ли вы бывать в большой компании?» и тому подобных. Результаты суммируются по 9 независимым показателям. Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основании сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетаниями этих свойств, соответствующих разным типам темперамента. Отдельно определяется тип темперамента человека, проявляющийся в работе, и тип темперамента, проявляющийся в общении с людьми.

Другой способ диагностики темперамента – применение методики «Определение преобладающего типа темперамента» (Паспорт темперамента), который позволяет вычислить  процент положительных ответов  по каждому типу темперамента и составить  «формулу темперамента».

Что касается диагностики  типа темперамента у детей дошкольного  возраста, то, прежде всего, необходимо уметь определять общий тип темперамента, т.е. устанавливать, является ли ребенок  по преобладающим свойствам темперамента: сангвиником, холериком, флегматиком  или меланхоликом. Наибольшую популярность в исследованиях темперамента получил метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента.

Однако  применительно к диагнозу темперамента лабораторные методы имеют некоторые  недостатки, главный из которых состоит  в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение  по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы  темперамента, как мы уже говорили, очень сложны; так тонус нервной  системы, определяющий интенсивность  реакции, обычно на разных ее уровнях  различен. Известно также, что некоторые  реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления  этих трудностей все чаще применяются  комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется  ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и  регистрация различных реакций.

Многие  исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей  старшего дошкольного возраста, проводят для диагноза темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными  чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к  методу наблюдения. Этот метод создает  возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а  также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка. Дошкольник не знает о том, что он является объектом наблюдения, что его реакции и формы поведения подробно регистрируются и направляются заранее запланированной экспериментальной ситуацией.

В педагогической работе наиболее подходящим методом  диагностики темперамента, как и  других психологических особенностей, является, несомненно, наблюдение. Причем, успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы  с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы  поведения, в которых в большей  или меньшей степени проявляются  особенности темперамента. В качестве примера можно привести диагностическую методику Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Понятно, что они могут удовлетворять условиям такого эксперимента лишь в том случае, если сам ход игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им. В качестве примера можно назвать методики Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» и «Наконечник», разработанную В. А. Горбачевым.

Методика  Ю. А. Самарина «Перенос кубиков» проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков). Ребенок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Для ребенка  это испытание ловкости, увлекательная  игра. Для нас – не имеет значения, сколько кубиков перенес ребенок, он регистрирует реакции ребенка на удачи и неудачи. Учитывается сила нервных процессов, работоспособность (сколько времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, так и при его стимуляции). По поведению ребенка в игровой ситуации необходимо учитывать:

  • силу нервных процессов, работоспособность – сколько времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, так же при его стимуляции;
  • уравновешенность нервных процессов – в какой мере ребенок способен сдерживать свое недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме;
  • подвижность нервных процессов – в какой степени быстро включается ребенок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.

В протоколе знак «+» обозначает наличие соответствующих реакций у детей, знак «–» обозначает их отсутствие.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом – педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд «сопротивления» воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником. Игра продолжается определенное время, пока дети не утратят интереса к ней. Удовольствие доставляет сам процесс игры. Большинство детей охотно принимают в ней участие.

Наиболее  настойчивы и азартны сангвиники и холерики. Они первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются  настырные холерики. Флегматики спокойны, ждут своего момента, могут уступить и молча подождать. Меланхолику  следует помочь включиться в игру. Ему мешает робость, стеснительность, как правило, он не стремится добиться успеха в такой ситуации.

Второй  вариант – проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

Необходимо  подчеркнуть, что при исследовании индивидуально-типологических различий применяется не один, а несколько методов, частных методик. Данные, полученные в процессе тестирования, эксперимента, беседы, необходимо сопоставить с результатами повседневных наблюдений за дошкольниками. Такой подход обеспечит более достоверный вывод относительно темперамента ребенка. Сразу все свойства темперамента заметить трудно, да и возраст накладывает отпечаток на его проявления.

Методика исследования характера личности должна предусматривать все основные аспекты характера и основные компоненты, входящие в каждый аспект. Аспекты характера следующие:

  1. Фиксированные установки личности (свойства личности).
  2. Динамика воли личности – ее позитивная и негативная стороны.
  3. Эмоциональная диспозиция (темперамент).
  4. Структура характера личности.

Для изучения указанных аспектов личности целесообразно применить следующие методы:

  1. Метод беседы по специально составленным вопросникам.
  2. Метод фиксированной установки.
  3. Опросник Айзенка.
  4. Метод исследования уровня тревожности личности в ситуации стрессов.
  5. Проекционные методы: психодиагностический метод Роршаха и ТАТ – метод тематической апперцепции Мюррея (рисунок 1). [15]

Информация о работе Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста