Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить влияние темперамента на формирование характера.
Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
Вывод…………………………………………………………………………..27

Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод……………………………………………………………………….….37

Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 119.90 Кб (Скачать файл)

 





 








 



 

 

Рис. 1. Методы исследования характера личности

 

Главным экспериментальным  методом, имеющим диагностическую  ценность, по мнению В. Г. Норакидзе, является метод фиксированной установки. Этот метод исследует виды адаптации личности к среде и позволяет выявить различные варианты типов установки динамичной, статичной и вариабельной и определить соотношение этих типов установки с чертами характера личности.

Для характеристики личности по интровертности и экстравертности  применяют исследования английского  психолога Айзенка, в частности, составленный им опросник.

При помощи проекционного  метода тематической апперцепции (ТАТ  Мюррея) возможно изучение содержания мотива поведения личности – фиксированных установок. Тесты тематической апперцепции представляют серию многочисленных картин. Испытуемый на основе каждой картины должен создать определённый сюжет. Исходя из анализа созданного сюжета, исследователь должен установить скрытые, бессознательные мотивы личности.

Метод Роршаха  в истории психологии является первым серьезным и глубокосодержательным методом исследования личности. Тесты Роршаха состоят из 10 карточек, на каждой из которых изображены определенной формы чернильные пятна. Тесты Роршаха применимы для характеристики важных, существенных компонентов личности. Эти компоненты следующие: ум как способность адаптации со средой (ум у Роршаха рассматривается в аспекте свойства характера), своеобразие аффектной, эмоциональной жизни, проявленной в образах представлений (ответы цвета), своеобразие внутренней энергии личности, ее психической выносливости (ответы движения), степени реалистического переживания мира (ответы формы), тип переживания, который можно квалифицировать как экстраверсию и интроверсию, и иные значительные стороны. Методику используют для изучения умственной одаренности человека, установления профессиональной ориентации.

В структуру характера  входят некоторые компоненты направленности. В том числе это относится  к склонностям, выражающим стремление личности к определенному виду деятельности. Оценку склонностей обычно производят с помощью методик «Анкета интересов» и «Карта интересов». «Анкета интересов» состоит из 76 вопросов, а «Карта интересов» – из 144 вопросов, требующих ответ «да» или «нет». Результаты суммируются соответственно по 13 и 24 независимым параметрам, соотносящимся с основными сферами профессиональной деятельности, например: физика, медицина, военное дело и так далее.

16-факторный метод  исследования личности Кеттелла  и методика MMPI – общеличностные методики, во многом оценивающие особенности характера. Адаптированный и модифицированный тест MMPI – стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ – это полупроективный тест, выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы. Полученные с помощью этих методик по независимым шкалам нормированные оценки можно отнести к показателям, измеренным по шкале порядка.

 

                                                   Вывод

Темперамент – это характерная для данного  человека совокупность психических  особенностей, связанных с эмоциональной  возбудимостью, т. е. быстротой возникновения  чувств, с одной стороны, и силой  их – с другой. Темперамент имеет физиологические и генетические корни, сформирован во многом еще до рождения.

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые  формируются после рождения человека. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие – второстепенными, менее существенными.

Характер  формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В  характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.

Одними из основных методик диагностики темперамента являются опросник структуры темперамента В. М. Русалова и «Паспорт темперамента».

Для диагностики  типа темперамента у детей дошкольного  возраста используют методы лабораторного  и естественного эксперимента, наблюдение. Однако все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций.

Экспериментальное изучение структуры и динамики характера  личности возможно методами фиксированной  установки. Выявленные этим путем типы характера людей динамичной, статичной, вариабельной установок и их подтипы охватывают формально-структурную сторону личности. Но данная характеристика недостаточна для того, чтобы выявить фиксированные, превращенные в сущность личности мотивы, содержание фиксированной установки, уникальные особенности личности. В этих целях применяют проекционные методы (тесты тематической апперцепции Мюррея и тесты Роршаха). Методики «Анализ интересов» и «Карта интересов» оценивают склонности личности. Существуют общеличностные методики, например, 16-факторный метод исследования личности Кеттелла, методики MMPI и СМИЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

 
2. 1.  Организация опытно-экспериментальной работы

 

Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения детский сад № 108 г. Миасса. Выборку составили 20 детей старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет. Для удобства обработки результатов исследования каждому испытуемому присвоен личный номер согласно алфавитному списку.

Были  использованы следующие методики:

  • методика Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой;
  • анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко);
  • методика измерения уровня тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

Для определения преобладающего типа темперамента была использована диагностическая методика Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой «Изучение темперамента дошкольника методом наблюдения». По этой методике типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течение дня. Наблюдения дополняются  результатами  воспитателей и родителей. Для опроса была использована анкета «Что мешает Вашему ребенку?» [12] (приложение 2). На вопросы анкеты отвечали воспитатель и родители. В семье это могут быть как родители ребенка, так и его бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, другие члены семьи, принимающие участие в воспитании малыша. Этой же анкеты придерживались и мы в ходе наблюдения за детьми. Обобщенные данные заносились в таблицу и соотносились с характеристикой типов темперамента.

Полученные  и обработанные результаты отражены в таблице 2.

Для исследования характера испытуемых детей мы использовали анкету для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» и методику измерения уровня тревожности, разработанные Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко. [6]

Анкета  для воспитателей «Критерии агрессивности  у ребенка» Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко

Проводится  анкетирование воспитателя группы испытуемых. Анкета для воспитателей используется для выявления склонности дошкольника к агрессивности и состоит из 20 утверждений (приложение 3).

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в 1 балл:

  • высокая агрессивность – 15-20 баллов;
  • средняя агрессивность – 7-14 баллов;
  • низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Результаты анкетирования занесены в таблицу 3.

Методика измерения уровня тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

Данная  методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей. Опросник состоит из 20 утверждений (приложение 4). Воспитатель заполняет бланк опросника, наблюдая за поведением ребенка.

Суммируется количество «плюсов», свидетельствующих об уровне тревожности:

  • 17-20 баллов – очень высокий уровень тревожности;
  • 13-16 баллов – высокий уровень тревожности;
  • 9-12 баллов – средний (с тенденцией к высокому) уровень;
  • 4-8 баллов – средний (с тенденцией к низкому) уровень;
  • 0-3 баллов – низкий уровень тревожности.

Результаты диагностики занесены в таблицу 4.

             2.2 Анализ результатов исследования

Таблица 2

Преобладающий тип темперамента

Личный номер исп.

Воспитатель

Члены семьи

Экспериментатор

Тип темперамента

1

Флегматик

Сангвиник

Флегматик

Флегматик

2

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик

3

Сангвиник

Холерик

Холерик

Холерик

4

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

5

Флегматик

Флегматик

Флегматик

Флегматик

6

Холерик

Сангвиник

Холерик

Холерик

7

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик

8

Флегматик

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

9

Флегматик

Флегматик

Сангвиник

Флегматик

10

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

11

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

12

Холерик

Холерик

Сангвиник

Холерик

13

Флегматик

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

14

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик

15

Сангвиник

Флегматик

Флегматик

Флегматик

16

Сангвиник

Сангвиник

Холерик

Сангвиник

17

Холерик

Холерик

Сангвиник

Холерик

18

Сангвиник

Холерик

Холерик

Холерик

19

Сангвиник

Флегматик

Сангвиник

Сангвиник

20

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик


 

Анализ  данных таблицы 2 позволил нам констатировать следующее:

  • 9 детей, что составляет 45% от общего числа испытуемых, – холерики. Эти дети настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.
  • сангвиников в данной группе – 7 (35%). Эти дети очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.
  • 4 (20%) испытуемых – флегматики. Они не сразу включаются в игру. Эти дети спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки также усердно и сосредоточенно.
  • меланхоликов в данной группе испытуемых зафиксировано не было.

Графически  результаты диагностики преобладающего типа темперамента у испытуемых детей  представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики преобладающего типа темперамента

Итак, на рисунке 2 наглядно видно, что в данной группе преобладают дети холерического  типа темперамента (почти половина), сангвиников – несколько меньше, пятая часть испытуемых данной группы – флегматики, меланхоликов не зафиксировано  вовсе. Результаты нашего наблюдения подтвердили  исследования Ю. А. Самарина [24], которым доказано, что преобладание холериков и сангвиников среди детей старшего дошкольного возраста связано с тем, что дошкольники этого возраста больше склонны к такому типу темперамента. Меланхолики в старшем дошкольном возрасте встречаются редко. Меланхолики, по данным Ю. А. Самарина, среди детей встречаются редко, слабость нервной системы чаще бывает результатом заболеваний и неблагоприятных условий жизни.

Однако, необходимо отметить, что с взрослением детей картина будет меняться.

Для дальнейшего исследования все  испытуемые были условно разделены  нами на три группы:

  • 1 группа – холерики (9 испытуемых);
  • 2 группа – сангвиники (7 испытуемых);
  • 3 группа – флегматики (4 испытуемых).

Информация о работе Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста