Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние темперамента на формирование характера детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить особенности формирования темперамента и характера у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить влияние темперамента на формирование характера.
Охарактеризовать методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать методики для диагностики типа темперамента, агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста; провести исследование.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста; методы их исследования 5
1. 1. Особенности проявлений темперамента детей старшего дошкольного возраста 5
1. 2. Особенности проявлений характера детей старшего дошкольного возраста 10
1. 3. Влияние темперамента на формирование характера 17
1. 4. Методы исследования темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
Вывод…………………………………………………………………………..27

Глава 2. Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста 29
2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы 29
2. 2. Анализ результатов исследования ..….…..31
Вывод……………………………………………………………………….….37

Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой.docx

— 119.90 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3

Уровень агрессивности

№ исп.

Утверждения

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

холерики

2

+

 

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

15

3

 

+

 

+

 

+

+

 

+

+

   

+

+

   

+

 

+

+

11

6

+

+

   

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

7

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

17

12

   

+

 

+

 

+

 

+

 

+

   

+

+

+

+

+

+

+

12

14

   

+

       

+

   

+

+

   

+

 

+

+

 

+

8

17

     

+

 

+

+

   

+

 

+

   

+

 

+

     

7

18

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

18

20

 

+

   

+

 

+

   

+

     

+

+

 

+

 

+

+

9

сангвиники

4

     

+

 

+

   

+

     

+

 

+

+

 

+

+

+

9

8

 

+

     

+

 

+

     

+

               

4

10

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

15

11

 

+

   

+

+

   

+

 

+

   

+

+

   

+

   

8

13

     

+

 

+

   

+

     

+

 

+

+

 

+

+

+

9

16

+

+

   

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

19

 

+

   

+

 

+

   

+

     

+

+

 

+

 

+

+

9

флегматики

1

     

+

 

+

   

+

     

+

 

+

+

 

+

+

+

9

5

         

+

                   

+

     

2

9

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

19

15

 

+

   

+

+

   

+

 

+

   

+

+

   

+

   

8


 

 

 

Анализ данных таблицы 3 показал следующее:

  • 4 (44,4%) испытуемых группы холериков, 2 (28,6%) испытуемых группы сангвиников и 1 (25%) испытуемый группы флегматиков набрали от 15 до 20 баллов, что соответствует высокому уровню агрессивности;
  • у 5 (55,6%) испытуемых группы холериков, у 4 (57,1%) испытуемых группы сангвиников и 2 (50%) испытуемых группы флегматиков от 7 до 14 баллов – у них средний уровень агрессивности;
  • низкий уровень агрессивности зафиксирован только у 1 (11,1%) испытуемого группы сангвиников и 1 (25%) испытуемого группы флегматиков – эти испытуемые набрали от 1 до 6 баллов.

Эти данные отражены на рисунке 3.

 

Рис. 3.  Результаты диагностики уровня агрессивности (%)

 

Итак, на рисунке 3 наглядно видно, что у большинства  испытуемых средний уровень агрессивности. Однако, видны и различия в уровне агрессивности у испытуемых разных групп: если в группе детей с холерическим типом темперамента достаточно велик  процент испытуемых с высоким  уровнем агрессивности, то в группе детей-флегматиков – с низким уровнем.

 

Таблица 4

Уровень тревожности

№ исп.

Утверждения

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

холерики

2

     

+

 

+

     

+

     

+

+

 

+

+

+

 

8

3

   

+

   

+

+

   

+

     

+

+

   

+

   

7

6

+

+

     

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

   

13

7

         

+

                   

+

     

2

12

   

+

       

+

   

+

+

   

+

 

+

+

 

+

8

14

                   

+

                 

1

17

     

+

 

+

+

   

+

 

+

   

+

 

+

     

7

18

 

+

     

+

 

+

     

+

               

4

20

     

+

 

+

   

+

     

+

 

+

+

 

+

+

+

9

сангвиники

4

 

+

   

+

+

   

+

 

+

   

+

+

   

+

   

8

8

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

15

10

 

+

   

+

 

+

   

+

     

+

+

 

+

 

+

+

9

11

+

   

+

 

+

+

 

+

+

   

+

+

   

+

 

+

+

11

13

 

+

 

+

 

+

+

 

+

+

   

+

+

   

+

 

+

+

11

16

   

+

 

+

 

+

 

+

 

+

   

+

+

+

+

+

+

+

12

19

 

+

             

+

       

+

         

3

флегматики

1

+

 

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

16

5

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

18

9

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

12

15

   

+

 

+

+

+

+

   

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

12


 

Анализ  данных таблицы 4 позволил нам констатировать следующее:

  • очень высокий уровень тревожности зафиксирован только у 1 (25%) испытуемого группы флегматиков – этот испытуемый набрал 18 баллов;
  • у 1 (11,1%) испытуемого группы холериков, у 1 (14,3%) испытуемого группы сангвиников и 1 (25%) испытуемого группы флегматиков – высокий уровень тревожности, они набрали от 13 до 16 баллов ;
  • 6 (66,7%) испытуемых группы холериков, 5 (71,4%) испытуемых группы сангвиников и 2 (50%) испытуемых группы флегматиков набрали от 4 до 12 баллов, что соответствует среднему уровню тревожности;
  • 2 (22,2%) испытуемых группы холериков и 1 (14,3%) испытуемый группы сангвиников набрали от 0 до 3 баллов, что соответствует низкому уровню тревожности.

Графически  эти данные отражены на рисунке 4.

Рис. 4.  Результаты диагностики уровня тревожности (%)

Итак, на рисунке 4 наглядно видно, что у большинства  испытуемых средний уровень тревожности. Однако, видны и различия в уровне тревожности у испытуемых разных групп: если в группе детей с холерическим типом темперамента достаточно велик  процент испытуемых с низким уровнем  тревожности, то в группе детей-флегматиков – со средним, высоким и очень высоким уровнями.

На заключительном этапе исследования мы выявляли взаимосвязь  между типом темперамента и характером детей старшего дошкольного возраста. Для этого результаты исследования по двум методикам были занесены в сводную таблицу 5.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Сводная таблица результатов исследования

Личный номер исп.

Агрессивность

Тревожность

холерики

2

15

8

3

11

7

6

17

13

7

17

2

12

12

8

14

8

1

17

7

7

18

18

4

20

9

9

сангвиники

4

9

8

8

4

15

10

15

9

11

8

11

13

9

11

16

17

12

19

9

3

флегматики

1

9

16

5

2

18

9

19

12

15

8

12


 

                                   

                                                  Вывод

По диагностической  методике Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой установлено, что в группе преобладают  дети холерического типа темперамента (почти половина), сангвиников –  несколько меньше, пятая часть  испытуемых данной группы – флегматики, меланхоликов не зафиксировано вовсе.

В ходе анкетирования  воспитателя установлено, что у  большинства испытуемых средний  уровень агрессивности. Однако, зафиксированы  и различия в уровне агрессивности  у испытуемых разных групп: если в  группе детей с холерическим типом  темперамента достаточно велик процент испытуемых с высоким уровнем агрессивности, то в группе детей-флегматиков – с низким уровнем.

По методике измерения уровня тревожности, разработанной  Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко  выявлено, что у большинства испытуемых средний уровень тревожности. Однако, отмечены и различия в уровне тревожности  у испытуемых разных групп: если в  группе детей с холерическим типом  темперамента достаточно велик процент  испытуемых с низким уровнем тревожности, то в группе детей-флегматиков –  со средним, высоким и очень высоким  уровнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами были сформулированы следующие  выводы:

  1. Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой. Темперамент имеет физиологические и генетические корни, сформирован во многом еще до рождения.
  2. Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие – второстепенными, менее существенными.
  3. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.
  4. Одними из основных методик диагностики темперамента являются опросник структуры темперамента В. М. Русалова и «Паспорт темперамента». Для диагностики типа темперамента у детей дошкольного возраста используют методы лабораторного и естественного эксперимента, наблюдение. Однако все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций.
  5. Экспериментальное изучение структуры и динамики характера личности возможно методами фиксированной установки. Выявленные этим путем типы характера людей динамичной, статичной, вариабельной установок и их подтипы охватывают формально-структурную сторону личности. Но данная характеристика недостаточна для того, чтобы выявить фиксированные, превращенные в сущн<span class="Normal__Char" s

Информация о работе Исследование темперамента и характера детей старшего дошкольного возраста