Исследование успешности брака в повторных браках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Изучение актуальных проблем семейных отношений, а также выявление значимых факторов, влияющие на благополучие семьи, сегодня как никогда востребованы. Актуальность и значимость исследований в этой области диктуется сегодняшней демографической обстановкой.
Актуальность темы семейных отношений супругов в повторном браке обусловлена реалиями современного социокультурного контекста, когда повторный брак является достаточно распространенным явлением. Как указывает С.И.Голод, в нашей стране повторные браки стали играть существенную компенсирующую роль, в основном по отношению к союзам, распавшимся вследствие развода.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме удовлетворенности браком
1.1 Удовлетворенность браком, основные причины
1.2 Основные проблемы современного брака
1.3 Повторные браки и их виды
1.4 Методы коррекции семейных отношений
Глава 2. Диагностика семейных отношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.27 Кб (Скачать файл)

Стадия разрешения. Теперь вы все хорошо друг друга знаете; установлены новые правила, и все выполняют их. Вы стали сплоченной семьей.

Одним семьям на прохождение  всего цикла требуется четыре года, другим для этого нужно пять-семь лет. А у некоторых ничего не получается, и единственным выходом оказывается  развод. Заключительным этапом стадии адаптации в повторном браке  считается этап, когда завершена  выработка собственных ритуалов и традиций - важная характеристика состоявшихся семей. «Хорошие отношения  вырастают из общих приятных воспоминаний, ощущения принадлежности к маленькой  ячейке общества, ощущения, которое  развивается, когда вы сообща делаете  что-то по дому».

        Естественно, что повторный брак отличается от первичной семьи. Он - не хуже и не лучше; он - иной в своей основе. Они существуют по разным законам. Поэтому взаимоотношения и поведение внутри каждого из них подчиняются своим правилам.

 

 

4. 4. Методы коррекции семейных отношений

 

        Целью изучения семьи является, во-первых, установление семейного диагноза, т. е. выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении, хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов; во-вторых, выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция нервно-психического расстройства (и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода семейной психотерапии и ее осуществлении).

        После того, как в ходе изучения семьи установлено семейное нарушение, приступают к его коррекции. С этого момента начинается семейная психотерапия в наиболее узком смысле этого слова, а именно – организация воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни.

        Методики семейной психотерапии. Под методикой (техникой) в семейной психотерапии понимается типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу.

        Основные виды психотерапевтических техник :

        Указания (директивы). Это высказывания психотерапевта о необходимости со стороны всей семьи или отдельных ее членов определенных действий. В этом случае семейный психотерапевт прямо и конкретно указывает, что нужно сделать для того, чтобы они добились своих целей (выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта). По содержанию указание (директива) может касаться конкретных действий (необходимость сменить место жительства, жить отдельно или, напротив, вместе и др.) Известный семейный психотерапевт Ph. Barker (1981) предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной психотерапии: указание членам семьи делать что-то; указание делать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать чего-то, что они до сих пор делали.

        Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого подразделения – разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Психотерапевт, работающий с конфликтующей семьей, может предписать им конфликтовать в определенных условиях и случаях, в тайне рассчитывая, что такое предписание расстроит присущий данной семье «сценарий» конфликтов, сделает конфликты смешными и искусственными в глазах семьи.

        Эффективность данной техники семейной психотерапии решающим образом зависит от правильности ее применения. Наиболее эффективно применение директив в следующих случаях:

1. Семья способна вести  себя иным, чем сейчас, способом, и такое поведение создает  возможность для коррекции нарушения.

2. Имеется возможность  перехода семьи к правильному,  ненарушенному поведению путем  расчленения этого перехода на  этапы. В этом случае имеет  место ситуация, когда для ликвидации  нарушения в жизни семьи необходимо  что-то делать иным способом. Переход  семьи к этому способу весьма  затруднен. Однако возможна разработка  серии директив, которые постепенно, шаг за шагом, подведут семью  к необходимому поведению. 

3. Имеется возможность  реорганизации условий жизни  семьи и снятия таким образом  нарушений в ее жизни. Речь  идет об изменениях места жительства, работы, тех или иных сторон  досуга, ведения домашнего хозяйства,  режима семьи, определенных, достаточно  легко меняемых привычек. Такие  указания особенно часто приходится  давать при семейной психотерапии  с семьями алкоголиков, подростков  с нарушениями поведения на  фоне различных акцентуаций характера,  а также при устойчивой конфликтности  взаимоотношений в семье, если  нервно-психическое расстройство  у одного из членов семьи  возникло именно в силу этой  конфликтности

        Во всех перечисленных случаях применение указанной техники требует:

- тщательного изучения  семьи;

- психотерапевтического  воздействия на семью примером  психотерапевта. В ходе семейной  психотерапии спонтанно возникает  значительное число всевозможных  ситуаций, проблем, положений. Члены  семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из создавшихся  ситуаций. При этом нередко спонтанно  «проглядывают» как раз те  аспекты взаимоотношений между  ними, которые являются для них  проблемными. Психотерапевт должен  быть готов заметить эти моменты,  «выхватить» их из потока событий,  обратить на них внимание членов  семьи и показать, как можно  их решить.

        Семейная дискуссия – один из наиболее широко применяемых методов в семейной психотерапии. Речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, способов решения различных семейных вопросов. Это, в первую очередь, дискуссия в семейных группах.      Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели:                     1.Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах решения семейных конфликтов, решения разных проблем, о планировании и организации семейной жизни, распределении обязанностей в семье и др. Особенно важна коррекция неправильных представлений о семье методом участия в дискуссии на начальных этапах семейной психотерапии. В ходе дискуссий пациент с удивлением узнает, что многие вещи, которые, как ему казалось, самоочевидны для всех людей, таковыми не являются.

2.Обучение   членов семьи методам дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. И то, и другое используется психотерапевтом для формирования у членов семьи более широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих выявление истины в ходе дискуссии.                                                                                                              3.При собственно семейной дискуссии (т. е. обсуждении каких-то вопросов в рамках семьи) особенно большое значение приобретает обучение семьи объективности. Немалую роль играет при этом коррекция особенностей семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу семейной жизни. В практике семейной психотерапии нередко приходится сталкиваться с парадоксальным явлением: при раздельной работе с членами семьи все они с помощью психотерапевта или группы приходят по определенному вопросу к одинаковому мнению. Однако стоит начать обсуждение этого вопроса всей семьей, как мнения тут же поляризуются и супруги вновь занимают по нему диаметрально противоположные позиции.

        Управление семейной дискуссией требует немалого искусства психотерапевта. J. Peres (1979) предложил основные приемы, используемые при ведении семейной дискуссии: эффективное использование молчания; умение слушать; обучение с помощью вопросов; повторение (резюмирование); обобщение; экспликация эмоциональных состояний членов семьи; конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи и др.

        Обусловленное общение. Цель его – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Такой прием в определенных и необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. В результате они начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания. Аналогична роль применяемой для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами цветовой сигнализации [Alger J., Hagan P., 1969]. Каждый цвет обозначает определенное чувство. Обращаясь по различным вопросам, супруги зажигают лампочки, соответствующие чувству, которое в это время испытывают. Это искусственное добавление к обычным взаимоотношениям дает супругам возможность лучше ориентироваться во взаимных состояниях друг друга и учит их точнее учитывать это при общении. Техника обусловленного общения применяется для формирования широкого круга навыков. Нередко в качестве нового элемента («условия») вводятся определенные правила. Эти правила предусматривают условия, при которых они вступают в силу, и соответствующее поведение. Такова разработанная G. Bach [12] и модифицированная S. Kratochvil (1974) техника «честной борьбы» или «конструктивного спора». Техника включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу: 1) спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон, выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации; 2) тот, кто начинает спор, должен ясно представлять цель, которую хочет достичь; 3) все стороны должны принимать активное участие в споре; 4) спор должен касаться только предмета спора, недопустимы обобщения типа «и всегда ты…», «ты вообще…»; 5) не допускаются «удары ниже пояса», т. е. применение аргументов, слишком болезненных для одного из участников спора (указания на психические болезни членов его семьи, физические уродства, сексуальные «неудачи» и т. п.). Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть в ходе специальных занятий и затем включать их в свои обычные повседневные отношения.

        Техники, формирующие умения и навыки. Особенность методик данной группы в том, что перед пациентом ставится определенная задача (или совокупность задач), ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось.

        Формирование версионного мышления. Способность выдвинуть множество различных предположений о причинах того или иного поступка другого супруга содействует коррекции нарушений представлений членов семьи о семье и друг о друге.

        Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения.

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика

 

        Основные тесты (по результатам анализа диссертационных исследований) использующиеся в диагностики семьи:

1. Интервью «Вы вступаете  в брак» В. А. Сысенко. Позволяет  выявить мнение вступающих в  брак о различных проблемах.

2. Тест-карта оценки готовности  к семейной жизни И.Ф. Юнда. Помогает определить готовность  будущих супругов выполнять семейные  функции.

3. Модифицированный вариант  теста Т. Лири Ю. А. Решетняк, Г. С. Васильченко 128 вопросов. Шкалы:

4. «Оценка старшеклассником  себя как будущего семьянина»  С.В. Ковалевского.

5. «Превентивная удовлетворенность  браком» - насколько юноши и  девушки в перспективе будут  удовлетворены своим браком.

6. «Функционально-ролевая  согласованность». Определяет структуру  распределения ролей в семье  .

7. «Взаимодействие супругов  в конфликтной ситуации» Л.  Ю Алёшина, Л. Я. Гозмана,  Е. М. Дубовской –  32 вопроса. 

8. «Реакции супругов на  конфликт» А. С. Кочаряна  89 вопросов .

9. Методика «Ролевые ожидания  и притязания в браке» А.Н.Волковой.

10. Методика Е.Алешиной, Л.Я.  Гозмана, Е. М.Дубовской по определению  степени реализации мужем и  женой той или иной роли.

11. «Измерение установок  в супружеской паре» Ю. Е.  Алешиной – 40 вопросов, 10 шкал.

12. Опросник «Интересы  – досуг» Т.М.Трапезниковой. Выявляет  соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах  проведения досуга.

13. Самоактуализационный  тест (CAT) (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская). Позволяет определить ценностные  ориентации, гибкость поведения,  сензитивность к себе, самоуважение  и самопринятие и т. д.

14. Тест-опросник удовлетворенности  браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко,  Т.Л.Романова).

15. Опросник «Конструктивно-деструктивная  семья» (КДС) (Э. Г. Эйдемиллер, В.  В. Юстицкис) – 20 вопросов. Методика  для обеспечения поэтапного выявления  семейного источника психической  травматизации личности.

16. Методика «Типовое семейное  состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, В. В.  Юстицкис).

17.  Проективный тест  «Семейная социограмма» Э. Г.  Эйдемиллера направлен на диагностику  характера коммуникаций.

18. Методика изучения степени  удовлетворения эмоционально-психологических  потребностей супругов (В.А. Сысенко, 1998).

19. Методика изучения межличностного  семейного конфликта (МСК) В.  П. Левкович и О. Э. Зуськовой, 1985.

20. Опросник АСВ «Анализ  семейных взаимоотношений» Э.Г.  Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, 1990.

21. Методика диагностики  супружеских отношений В. П.  Левкович и О. Э. Зуськовой, 1987.

22. Самодиагностика психологической  совместимости в браке. Определение  функционально-ролевой согласованности  в браке (опросник С.В. Ковалёва, 1991).

23. Диагностика энергофизиологической  и энергопсихологической совместимости  с брачным партнёром (опросники  В.В. Бойко, 1996).

24. Методическая процедура  «Симпатия» или ПТС «Предпочитаемый  тип симпатии».

25. Опросник «Общение в  семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).

26. «Незавершенное письмо  супруге» С. А. Белорусова.

27. Методика диагностики  коммуникативной установки В.  В. Бойко 25 вопросов.

28. Эксперементально-психологическая  методика изучения фрустрационных  реакций С. Розенцвейга. Адаптирована  в НИИ им. В. М. Бехтерева.  Проективная методика Определяет  как человек ведёт себя в  семейной жизни оказавшись в  роли «обвиняемого».

29. Методика самоконтроля  в общении М. Снайдера 10 вопросов.

30. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Адаптация Н. В. Гришиной. 30 вопросов.

31. Методика диагностики  супружеских отношений В. П.  Левковича, О. Э. Зуськова. 167 вопросов.

32. Опросник РОП (ролевые  ожидания и притязания в браке)  предложен А.Н. Волковой для  исследования семейных установок. 

33. FBT — тест семейных  отношений — проективная техника,  впервые описанная Ховельсом  и Ликоришем в 1936 г. Она представляет  собой набор из 40 картин, изображающих  разные формы отношений между  членами семьи. 

Информация о работе Исследование успешности брака в повторных браках