Исследовательские методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.
С помощью определенных приемов, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор этих приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждал Георг Гегель, «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания». Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.

Содержание

Применение общенаучных методов в психологических исследованиях 3-4
Специфические методы психологической науки………………………4-11
Практическое задание……………………………………………………….12
Список литературы……………….……..…………

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. Гогричиани Б..docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)
  • В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.
  • В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен. (1)

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

  • при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;
  • исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:

 

    1. http://ru.wikiversity.org/wiki/ Исследовательские_методы_в_психологии

 

  • исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;
  • исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;
  • информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так, как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.(1)

 

 

 

 

 

 

  1. -http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html

 

 

    1. Практическое задание.

 

Публикация сообщений о  результатах эксперимента:

       а) необходима только в случае получения убедительных результатов;

       б) не  должна включать описания использованных методов;

      в)  не должна вызывать новых вопросов;

       г) все ответы неверны.

Найдите правильный ответ. Ответ обоснуйте.

Ответ: г) все ответы неверны.

Обоснование:

Любое хорошо проведенное исследование, как только оно будет закончено, должно стать предметом публичного сообщения. Главная цель последнего - не только информировать других о полученных результатах, но и дать им возможность воспроизвести данный эксперимент в идентичных условиях, с тем, чтобы подтвердить сделанные выводы или же усовершенствовать некоторые детали. Помимо описания гипотез, проведенных процедур и обработки результатов сообщение должно содержать обсуждение полученных данных, что может вызвать новые вопросы.

Многие начинающие исследователи не публикуют полученные результаты, если они не подтверждают их гипотезу. А между тем в науке не бывает «плохих» фактов; бывают лишь плохие эксперименты, если их плохо контролируют.

Все что установлено в эксперименте, независимо от того, подтверждаются ли при этом ожидания или гипотезы исследователя, добавляет один кирпичик к зданию науки и заслуживает публикации. Научные открытия и сам прогресс науки во многом обязаны тому, что ученые не поленились остановиться и задуматься над результатами, которые оказались противоположными ожидаемым.

  1. Список литературы

 

  1. Ж.Годфруа. Что такое психология  – М.: 1996.
  2. Островский Э.В. Основы психологии  – М.: 2012.
  3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.1, - М.: 1994.
  4. Статья «Исследовательские методы в психологии»  http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html.:
  5. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект.
  6. Богданова Т.Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Григоренко Е.Л. Экспериментальная психология.
  7. Статья «Исследовательские методы в психологии»   http://ru.wikiversity.org/wiki/ Исследовательские_методы_в_психологии: 
    1. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.
     
    1. Введение в психологию. Л. А. Карпенко, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, И. Б. Котова, Б. К. Середа, М., издательский центр «Академия», 2006.-315 с 4.

 

 

 


Информация о работе Исследовательские методы психологии