Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 07:42, реферат
Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности по целому ряду причин.
Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.
1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства;
2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;
3) Парламентаризм,
преобладание представительных
форм в политике (т.е. парламент
выступает как высший
4) Ограничение
сферы деятельности
5) Ограничение
власти большинства над
Все вышеназванное вполне естественно определяет и очевидные недостатки либеральной демократии. Во-первых, это прежде всего ее декларативный характер для бедных в условиях социального неравенства (права формально одинаковы, но у богатых возможностей больше), во-вторых - ограниченность из-за ставки на голосование как на основную форму участия граждан (участие в деятельности политических партий и движений, постоянный гражданский контроль за властью не предусматриваются); в-третьих - ее слабость из-за недооценки роли государства в деле управления обществом, а также из-за культивирования неограниченного индивидуализма, на деле ведущего к торжеству анархии и распаду общества.
Кроме того, неясно, как подобная модель демократии может быть реализована в африканских и азиатских обществах с их сильными авторитарно-коллективистскими традициями.
Поскольку
классическая либеральная демократия
за свои недостатки подвергается сегодня
серьезной критике и ревизии,
имеет смысл рассмотреть
1) Коллективистская демократия (ее представителями являются Ж. - Ж. Руссо, К. Маркс, В.И. Ленин, немецкий философ права К. Шмитт - автор учения о "гомогенном обществе" и "тотальном государстве").
Общими принципами этой теории демократии являются:
1) Народ,
класс, нация или раса
2) Народ
должен осуществлять
3) Каждый представитель народа должен непосредственно участвовать в делах управления;
4) Для
реализации народовластия
5) В
отношении всех тех, кто
В странах
Европы понимаемая таким образом
демократия открывает дорогу тоталитаризму
(по определению немецкого
В то
же время в странах Востока
такая коллективистская демократия,
в основе которой лежит подчинение
индивида коллективу, обществу и государству,
реализуется в форме
Весьма
близка по своему основному содержанию
к коллективистской теории разработанная
в 20-ые гг. М. Вебером концепция
Коллективистской и сходным с ней теориям демократии противостоит т.н. плюралистическая теория (Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль), которая рассматривает ее (демократию) как результат компромисса между различными силами в обществе.
Основные же положения плюралистической теории демократии могут быть сведены к следующему:
1) Главным
субъектом политики является
не весь народ в целом, а
различные социальные группы, так
как именно в их рамках
2) Сущность
политики - борьба различных групп
за власть; при этом ни одна
из них не может завладеть
ею полностью, что делает
3) Демократия
- не власть народного
4) Минусы
плюралистической теории
Учесть эти вышеназванные минусы плюралистической теории стремится т.н. репрезентативная или представительная теория демократии. Одним из наиболее известных ее представителей является известный немецкий социолог Р. Дарендорф, классик такого значительного направления в социологии, как конфликтология; последняя изучает конфликты, возникающие в современном обществе.
С точки зрения Дарендорфа, демократия - это не правление народа, так как такого в полном смысле слова никогда не было и не может быть, поскольку весь народ не может править и принимать решения.
Поэтому
демократию можно определить как
правительство, избираемое и смещаемое
народом и проводящее от его имени
определенный курс. Главным же воплощением
такой представительной демократии
является парламентаризм, т.е. система
правления с сильным
К этой теории близка по сути т.н. элитарная теория демократии, рассматривающая ее как борьбу за власть элитных групп, выражающих разнообразные социальные интересы. Так, в частности, понимали демократию выдающийся немецкий социолог М.Вебер и известный американский экономист и социолог Й.Шумпетер.
С точки зрения данного подхода, цель демократии - не упразднение элиты (это бессмысленно и опасно), а выдвижение в нее наиболее ответственных и компетентных деятелей, представляющих интересы общества. Но тогда получается, что демократия - это форма аристократии (т.е. правление немногих). Но в чем же тогда суть самой демократии?
Таким образом, все рассмотренные нами выше теории содержат в себе определенные недостатки и не предлагают ясного и непротиворечивого понимания демократии. Возможно, что в этом случае наиболее полное и четкое толкование демократии будет содержать подход, синтезирующий все эти теории.
В соответствии
с ним, демократия – явление многогранное,
и является сочетанием элементов
прямого народовластия в форме
голосования, референдума и участия
в работе органов самоуправления
(в этом отношении права
Все это – так называемые сущностные признаки демократии, т.е. без них ее нет. Кроме них, существуют и некоторые внешние признаки демократии (свобода слова, объединений, всеобщее избирательное право, и т.п.), справедливо указанные в эмпирической теории.
Целесообразность демократии и условия ее существования
В современной ситуации вполне резонным является вопрос: зачем вообще нужна демократия и можно ли без нее обойтись? В ответ на это в политической мысли и в политической науке были сформулированы соответственно ценностное и рационально - утилитарное обоснования демократии.
С точки
зрения ценностной теории, демократия
является ценностью сама по себе, так
в ней воплощены
1) Во-первых,
эти ценности разделяются
2) Во-вторых,
необходимо помнить, что
3) В-третьих
- для основной массы людей
практические соображения и
Утилитарный подход к обоснованию необходимости демократии считает ее полезной обществу по следующим причинам:
1) Демократия
позволяет полноценно выражать
и гармонично сочетать
2) Именно
она обеспечивает
3) Позволяет
обществу свободно выбирать
Со всем этим применительно к развитой современной демократии, безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:
1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в ней разумный и ответственный индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе несовершенны;
2) Демократическое
устройство не всегда является
эффективным и отвечающим
Таким образом, реально полезна для общества только эффективная, устойчивая и работающая демократия. А для того, чтобы она была таковой, необходимо выполнение целого ряда условий. Общими же предпосылками эффективной демократии, по распространенному среди политологов мнению, являются следующие:
1) Высокий
уровень индустриального и
2) Вторая
вытекающая из этого
Вполне
очевидна и обратная закономерность.
Так, например, по результатам исследований
международной организации «
Объясняется
все достаточно просто: богатые страны
- это стабильные страны, где есть
возможность для
3) Высокий
уровень урбанизации (развития
городов и городской среды) - очевидно,
что жители городов больше
тяготеют и лучше
4) Развитие
массовых коммуникаций - т.е. распространение
в обществе радио, газет и
телевидения - именно они информируют
граждан о политических
5) Рыночная
экономика, основанная на