Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Донаучная, или житейская, психология ………………………………………. 5
2. Психология в рамках философского знания античности и средневековья…. 7
Тестовое задание……………………………………………………………….….. 13
Заключение………………………………………………………………………… 14
Список используемой литературы……………………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Кр. по психологии.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

Тема №3: Исторические этапы развития психологии.

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила: студентка 1 курса

Гаспарян Манушак Андраниковна

Направление подготовки бакалавр экономики

Группа  1к-Пот.1-БЭ (вечерняя)

Номер зачетной книжки  №100.26/130012

Преподаватель: Журавлев М.С.

 

 

Тула 2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

1. Донаучная, или  житейская, психология ………………………………………. 5 
2. Психология в рамках философского знания античности и средневековья…. 7

Тестовое задание……………………………………………………………….….. 13

Заключение………………………………………………………………………… 14

Список используемой литературы……………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

        В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.  
     В данной работе рассмотрим понятие донаучной, или житейской, психологии, появившейся в античности, а также общую характеристику психологии в рамках античного и средневекового философского знания. 

 

 

 

 

 

 

 

                    1. Донаучная, или житейская, психология

       Донаучное, или житейское, мировосприятие и соответствующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, которое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. Поэтому донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия, и ограничивалась лишь символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в котором обитали тот или иной род или племя.

       Обыденные психологические знания первобытных людей соответствовали этому несистемному, фрагментарному мировоззрению.

       Тем не менее это знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека.

        Зарождение этих знаний было вызвано некоторыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:

  • сновидения;
  • психические состояния – радость, грусть, страх и т.д.;
  • разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.

     Древние люди, пытаясь объяснить эти явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда. Одним из самых древних является широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое.

     Но несмотря на свою простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некоторые из этих представлений сохранили свое значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.

     Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, которые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:

  • представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
  • мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.

     Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, которая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.

     Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, которые он совершит в течение жизни.

Таким образом, древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным  завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованию психологической науки.                                                                                                                        

 

2. Психология  в рамках философского знания  античности и средневековья

     Психологическое знание, появившееся в античности, принципиально отличается от житейского, прежде всего стремлением преодолеть фрагментарность, отрывочность последнего. Психология здесь выступала в качестве составной части тех или иных всеохватывающих философских систем.

     Философское знание — это знание о предельно общем, оно претендует на объяснение всего существующего с помощью масштабных, предельно общих категорий, связанных между собой единой первоосновой в ту или иную монолитную систему. В качестве таких категорий обычно используются:«бытие», «материя», «сознание», «человек». Выступая в качестве органической части этой системы, человеческая психика обозначалась здесь категориями «мир идей» или душа, которые понимались как некий огромный, целостный мир, так или иначе противостоящий материи, телу.

     Психология как учение о душе существовала в качестве части философии в виде так называемой «философской психологии» вплоть до Нового времени, когда психологическое знание, наконец, стало обретать статус вполне самостоятельной науки.

     Так или иначе, душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным. Вопрос о том, есть ли душа, мог возникнуть лишь гораздо позже.

     В мифах античной Греции (где, собственно, и зарождалась европейская философия и наука) душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом, в бесплотности своей сохраняя, тем не менее, человеческие желания (так, физически страдает от голода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).

     Античные философы, как правило, отвергали представления о душе как о тени, двойнике и не апеллировали к отношениям между богами Олимпа как к объяснению человеческого поведения (напомним, среди олимпийцев были боги, «специализировавшиеся» в области человеческих свойств и чувств — мудрости, памяти, любви, ненависти, обмана, любовного ослепления, без мни, творчества и т. д.). В философии Древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто, дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей (чего только стоят такие имена, как Платон, Аристотель) и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, вот то, что возникает в нашем воображении при слове — Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека.

           Впервые развернутое учение о душе сложилось и развивалось в составе материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой греческой философии.

Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого был Демокрит (460-370). Согласно данной теории, все существующее состоит из двух начал: бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы - мельчайшие частицы вещества, неделимые и недоступные чувствам. Они отличаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов.  
Именно на основе этих философских представлений разрабатывалось и психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы человеческого поведения.  
Другой античный философ – Демокрит - понимал душу как причину движения тела. Душа, как и все существующее, также материальна, но состоит из самых мелких, круглых и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Отсюда Демокрит делал вывод, что душа смертна и уничтожается вместе со смертью тела.  
     В отличие от Демокрита, его современник Сократ (470-399 до н. э.) считал, что единой первопричиной всего сущего, в том числе и человеческой души, являются не атомы, а божественный разум. Поэтому не мертвая природа, а «божественный голос», заложенный в человеке, должен стать центром всего философского размышления.  
Сократ делает вывод, что душа и тело не едины, а противоположны по своей сущности, поскольку душа в отличие от тела невещественна, нематериальна. В отличие от видимого тела душа невидима. Душа - это прежде всего разум, т.е. то, что в человеческой природе наиболее близко к божеству. Поэтому душа не смертна, а бессмертна.  
     Высшего развития идеалистическое понимание души достигло в философских рассуждениях Платона Афинского (427-347 до н. э.). Согласно Платону, душа, предназначенная каждому человеку, уже до его рождения существует в далеком космосе, в особом «мире идей». Он учил, что человек «есть насаждение не земное, а небесное». При рождении человека душа соединяется с ним. Все душевные, психологические явления он подразделял на три основных вида: разум, воля и низменные желания. Эти три части души соответственно помешались в голове, груди и животе человека. Низшая из частей человеческой души - низменные желания - является общей для человека и животных, это неразумное начало души; оно проявляется в удовлетворении простейших телесных потребностей. Но эта часть составляет наибольшую долю в душе человека.  
Разум есть высшее начало, оно противоположно низшему и направлено на постижение истины, добра и красоты. Третье начало обеспечивает такие качества человека, как воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.  
     Вершиной же античной психологии является учение Аристотеля о душе (384-322 до н. э.). Эта работа - первое в истории психологии систематическое исследование по проблеме духовного мира человека. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела, а не нечто, привнесенное в него извне. Причем душа дает смысл существованию живого тела, сообщает цель его деятельности, направляет ее. Роль тела, таким образом, состоит в том, чтобы быть инструментом, находящимся на службе у души. Он полагал, что орудиями души является не только человеческое тело, но и тело животных, растений, т.е. все, как он выражался, «естественные тела», что их и отличает от «искусственных тел», например от топора, у которого души нет.  
     Действует, конечно, не сама душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. Не душа, а сам человек благодаря душе трудится, учится, размышляет. Все душевные состояния - сон, бодрствование - сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души должно быть делом двух специалистов: естествоиспытателя, который изучает тело, и философа, психолога, которые исследуют душу. Существует и главный орган, который обеспечивает работу человеческой души. Таким органом является сердце. Мозг же выполняет лишь вспомогательную функцию.  
     Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психике, поскольку не могут существовать без материи, третья - метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум. Нетрудно заметить, что подобная характеристика разума противоречит общей установке Аристотеля о неразрывной связи души и живого организма.  
     Аристотель впервые ввел в психологию идею «диалектики души», Т.е. развития от низших уровней к ее высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения из младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее - к разумной душе.  
     При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость, т.е. представления Аристотеля о душе были в целом рационалистичны. Эта рационалистическая установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.  
Существенной особенностью эпохи средневековья является восстановление преемственности в развитии психологических идей, нарушенной падением древнегреческой цивилизации. Теологическая направленность подавляющего числа «душевных доктрин» послужила причиной формирования в массовом сознании стереотипа в восприятии эпохи средних веков как периода научной депрессии и деградации, что в корне противоречит результатам и общей значимости вклада ученых этого периода в поступательное развитие человеческой культуры.  
     Имена великих деятелей науки и культуры средневековья: Томас Мор, Томазо Кампанелла, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Омар Хайям, Джованни Боккаччо, Уильям Шекспир, Леонардо да Винчи и многие другие. Все они не обошли в своем творческом и научном поиске проблемы человеческой души. Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало присущими ему средствами (католическая инквизиция) свои формы мировоззрения. Они отличались от античных образцов и современных им восточных примеров. Утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва.  
Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических взглядах этой эпохи. Их главной особенностью было противостояние двух направлений научной мысли: номинализма (отрицалась реальность существования общих понятий – универсалий) и реализма в рамках схоластики (признавалось бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов).  
     В средневековой схоластике (от греч. «схоластикос» - школьный, ученый) имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование античных авторов. При этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными операциями. Как следствие, античная и средневековая науки представляли собой замкнутый нормативный «круг». Из двух уровней этой системы знания (божественного откровения и религиозных комментариев Платона и Аристотеля) выводилась «вечная истина». Эта концепция была направлена против представлений о вечности мира, об уничтожаемости индивидуальной души, об относительности истин.  
Святой Августин (Августин Блаженный) (354-430) - один из «отцов церкви», творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Психологические воззрения Августина выражаются в приверженности психологизму. Он придал трактовке души особый характер: ее основу образует воля, а не разум. Августин стал инициатором учения, названного позднее волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» - воля). Ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания. В дальнейшем определение внутреннего опыта, освобожденное от божественной предопределенности, слилось с представлением об интроспекции как методе исследования сознания, которым владеет психология. Новое в развитии психологического знания у Августина - мысли о динамике человеческой личности и общечеловеческой истории.  
Фома Аквинский (1225-1274) – «ангельский доктор», видный схоластик, основатель томизма, система которого стала ведущим направлением католицизма. В 1567 году признан «пятым учителем церкви». Решал задачу обоснования религиозного мировоззрения. Выступал против «восточных антихристов» - естественно-научного направления в исследовании психики. В психологических идеях следует своим мировоззренческим принципам. Во всей психологии Фомы проглядывается структурность и иерархичность: от низшего к высшему. Например, формы душевной жизни размещаются в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду. Психология Фомы Аквинского представляет собой классический образец средневековой схоластики. Принципы ее построения: структуры, иерархичности, последовательности, системности, строгой определенности, заняли прочное место в арсенале психологической мысли. Идеи о человеке как общественном существе, о личности как самом благородном во всей разумной природе, о приоритетной роли интеллекта в деятельности людей сделали его выдающимся представителем средневекового психологического знания.  
     Роджер Бэкон (1214-1292) - английский философ и естествоиспытатель. В критике нравов своей эпохи никого не щадил, включая Папу. Научные идеи направлены против схоластических догм. В науке и ее логике Р. Бэкон - новатор, далеко опередивший свое время.  
     Главным условием построения новой научной системы Р. Бэкон считал преодоление схоластических предрассудков, целью всех наук - увеличение власти человека над природой. Его метод в формуле «опыт - эксперимент - математика». Подчеркивая роль математического анализа в исследовании естественных явлений, ученый утверждает, что психика включается в естественный ряд природных явлений, который поддается опыту, эксперименту и математической обработке. В научном анализе психики ученый исследовал зрительные ощущения. Психологические идеи Р. Бэкона, его научный метод - явились этапным событием в эволюции знаний о человеке. После него схоластика в новоевропейской науке о душе начинает исчезать. 

 

 

 

 

 

                                               Тестовое задание

Философы средневековья:

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;  
б) опирались в своих исследованиях только на богословов;  
в) пытались защитить догматы христианской религии;  
г) все ответы неверны.

     Верный ответ – в.

     Как уже рассматривалось выше, во втором вопросе, спецификой средневековой философско-психологической мысли была ее явно теологическая направленность.  
     Несмотря на то, что еще одной особенностью было комментирование античных мыслителей, резкого отвержения доктрины Аристотеля не было. Вернее, изначально она церковью отвергалась, но в дальнейшем была «адаптирована» под ее нужды.  
     Именно поэтому, философы Средневековья опирались и на учения богословов, и на размышления античных авторов.  
При этом наличие «святой инквизиции» предполагало защиту философами церковных догматов. Яркий тому пример – Фома Аквинский (1225–1274), учение которого согласно папской энциклике 1879 г. канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма.

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

     Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Психологические знания являлись составной частью науки, изучавшей общие закономерности общества, природы и человека - натурфилософии (философии). В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека.  
Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное. Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия.  
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте.  
Изучение данных периодов развития психологии имеет большое значение, поскольку именно в это время зародились основные идеи понимания души, на основе которых философы последующих веков разрабатывали свои идеи. Эти периоды охватывают большую часть истории психологии. Следующий этап развития начался лишь в XVII веке. 

Информация о работе Исторические этапы развития психологии